Рыночная капитализация: что это такое простыми словами?

Рыночная капитализация

Оценить стоимость компании и сравнить её с конкурентами можно при помощи такого критерия, как рыночная капитализация. Этот тип сравнительного анализа, несмотря на всю простоту и наглядность, даёт инвестору объективное знание. А именно — позволяет узнать, чего стоит компания в реальности и как её оценивает рынок. В сегодняшней статье речь пойдёт о том, что такое рыночная капитализация предприятия и каким образом этот показатель можно использовать при инвестировании в ценные бумаги.

Что такое рыночная капитализация?

Как правило, под капитализацией компании или корпорации понимается стоимость её акционерного капитала, которая определяется в зависимости от текущей цены котируемых на фондовом рынке акций. В данном случае этот показатель рассчитывается как произведение количества эмитированных ценных бумаг и стоимости одной акции на заданный момент. Это классическая схема.

В качестве примера можно рассчитать рыночную капитализацию ПАО «ВТБ». Исходные данные:

  • количество акций в обращении — 12 958 084 938 штук;
  • цена по состоянию на 28 января 2022 года — 0.425 рублей за 1 акцию.

Соответственно, рыночная капитализация компании равна 553,96 миллиарда рублей (произведение двух указанных параметров).

Если предприятие не имеет акций в публичном обращении или является ЗАО (закрытым акционерным обществом), то используется другая система расчёта капитализации. В данном случае применяются методики оценки стоимости бизнеса по бенчмаркингу, то есть при помощи сравнительного анализа. Для этих целей обычно проводится инвестиционный аудит всех материальных ценностей и активов компании. Иногда в расчёт принимается цена акций, которая была зафиксирована при проведении непубличных сделок.

Как правило, эти подходы используются при расчёте капитализации небольших компаний регионального значения (например, хлебозаводы, локальные строительные организации, агробизнесы, мелкие производства). Если речь идёт о предприятии с организационной формой ООО, то в данном случае определить его рыночную цену можно при помощи анализа активов по ликвидационной или балансовой стоимости.

Какой бывает рыночная капитализация?

Как подразделяются компании в зависимости от капитализации?

В мировой практике при оценке рыночной капитализации акционерных компаний применяется следующая шкала:

  1. Высокая капитализация. В эту категорию входят компании, так называемые «голубые фишки», рыночная стоимость которых превышает 10 миллиардов долларов. Таких корпораций на американском фондовом рынке более 1 000. Самые известные из них — Google, Apple, Tesla, Amazon, AMD, Facebook. Если говорить о российских компаниях, которые торгуются на московской бирже МОЕХ, то к ним относятся СберБанк, ВТБ, Газпром, Роснефть и другие.
  2. Средняя капитализация. Сюда относятся корпорации, оцениваемые в пределах от 2 до 10 миллиардов долларов. Это большинство американских компаний, входящих в биржевые индексы S&P500 или «Dow Jones». Типичные примеры — American Airlines, Lockheed Martin, Wells Fargo & Company, General Motors и другие. В российском биржевом сегменте в эту категорию попадают такие компании, как ГМК Норникель, Сургутнефтегаз, ММК, Алроса.
  3. Малая капитализация. К данной категории относят компании с рыночной стоимостью от 300 миллионов до 2 миллиардов долларов. Как правило, малая капитализация характерна для динамично развивающихся предприятий. На американских биржевых площадках они занимают порядка 15%. На российском фондовом рынке к этому типу можно причислить компании как регионального, так и федерального значения (например, Аэрофлот, НМТП, Совкомфлот и другие).
  4. Микро-капитализация. В категорию «микро» обычно входят компании с рыночной капитализацией от 50 до 300 миллионов долларов. Как правило, это либо высокотехнологичные стартапы, либо компании регионального или местного значения. Типичные примеры компаний этого эшелона — энергосбыты в регионах, региональные банки, торговые сети. Инвестиции в акции таких предприятий сопряжены с высокими рисками, а их рыночная стоимость сильно подвержена волатильности. Большинство дешёвых акций (их ещё называют «пенни-сток») в российской инвестиционной практике относятся к неликвидному (третьему) эшелону.

О чём данный показатель может рассказать инвестору?

Зачем инвестору нужна рыночная капитализация?

С точки зрения инвестора (реального или портфельного), рыночная капитализация компании может представлять интерес в следующих аспектах:

  1. Во-первых, по рыночной стоимости предприятия, а точнее — по её динамике за последние несколько лет, можно судить о том, какой успех компания имеет на рынке.
  2. Во-вторых, чем выше размер капитализации компании, тем больше у неё финансовых резервов. Соответственно, такой бизнес менее подвержен экономическим рискам. Котировки акций таких корпораций отличаются меньшей волатильностью.
  3. В-третьих, не всегда малую капитализацию компании необходимо рассматривать как отрицательную характеристику. Не стоит забывать о том, что все крупные, успешные бизнесы тоже в своё время имели невысокую рыночную стоимость. Показательным в этом отношении является пример корпорации «Tesla», о которой лет 5-7 назад вообще мало кто слышал. Сейчас эта компания имеет капитализацию более 1 триллиона долларов.
  4. В-четвёртых, показатель рыночной стоимости компании можно использовать в качестве бенчмаркинг-индикатора для объективного сравнения нескольких бизнесов.

В то же время при инвестиционной оценке компании не стоит руководствоваться только рыночной капитализацией. Несмотря на то, что это наглядный и объективный фактор, следует также обратить внимание и на другие значимые параметры, которые отражены в финансовой отчётности предприятия.

Лучшие доходные карты 2024
Прибыль
Прибыль
Уралсиб
Дебетовая карта
  • до 16% на остаток
  • до 3% кэшбэка на всё
  • 0-99₽ за обслуживание
Tinkoff Black
Tinkoff Black
Тинькофф Банк
Дебетовая карта
  • до 5% на остаток
  • до 15% кэшбэка
  • 0-99₽ за обслуживание
Халва
Халва
Совкомбанк
Карта рассрочки
  • до 15% на остаток
  • до 10% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-канале 🔥Перейти