Крупные банки запускают проект объединения данных о счетах клиентов в своих приложениях

Крупнейшие российские банки запускают пилотный проект по внедрению стандарта открытого банкинга. ВТБ и Альфа-Банк, СберБанк и Т-Банк (Тинькофф Банк) в рамках внедрения технологии открытых API планируют обменяться информацией о счетах клиентов, чтобы данные отображались в приложениях партнёров, а клиенты получили возможность управлять своими финансами в одном личном кабинете. Об этом сообщили пресс-службы кредитных организаций.
Как рассказали представители СберБанка и Т-Банка, проект уже тестируют сотрудники, а до конца лета 2024 года такая возможность появится у первой группы клиентов. В первую очередь банки протестируют согласие клиентов на передачу данных, чтобы информация по их счетам отображалась в приложениях двух банков. Далее планируется внедрять функции анализа поступлений и расходов по обеим картам и по всем финансам клиента, пояснили представители банков.
Банк России с 2026 года планирует поэтапно внедрить обязательное использование открытых API для участников финансового рынка. Некоторые кредитные организации намерены запустить открытые API для всех клиентов опережающими темпами до вступления в силу требований ЦБ.
Вице-президент, заместитель директора департамента платёжных систем Т-Банка Сергей Хромов отмечает, что в расширенном пилоте смогут принять участие более 100 тысяч клиентов.
Директор департамента цифровых каналов b2c СберБанка Алексей Круглов обращает внимание, что клиенты обоих банков получат возможность видеть балансы и счета в одном приложении — это первый шаг к тому, чтобы управлять своими финансами без необходимости переключаться между разными приложениями.
Представители ВТБ и Альфа-Банка сообщили, что сейчас банки приступили к выстраиванию архитектуры системы хранения и передачи данных, чтобы обеспечить их защиту при информационном обмене. В октябре участники фокус-группы из двух банков смогут получить взаимную информацию о своих дебетовых счетах и картах, а также видеть истории операций по ним, поясняет представитель ВТБ.
Заместитель председателя правления ВТБ Георгий Горшков подчёркивает, что основную пользу потребителям принесут открытые интерфейсы в финансах. По его словам, клиенты смогут видеть все свои счета и продукты в одном банковском приложении, выполнять транзакции между ними, вести учёт расходов и доходов, получать выгодные индивидуальные предложения от банков.
Директор по развитию цифровых каналов, старший вице-президент Альфа-Банка Дамир Баттулин уточняет, что новая технология позволит значительно улучшить цифровой клиентский опыт для розничных и корпоративных клиентов, а также поддержать ускоренную реализацию большого количества бизнес-кейсов, требующих легального унифицированного обмена персональными данными и банковской тайной.
Аналогичный проект до конца 2024 года планирует запустить и Газпромбанк. По словам вице-президента Газпромбанка Павла Салугина, в качестве пилотного кейса выбрано создание PFM-сервиса, вывод на реальных клиентов предполагается произвести в 2025 году, начав с ограниченной выборки пользователей, впоследствии функционал будет расширен.
ПСБ и МКБ планируют использовать открытые API для обслуживания юридических лиц.
Директор департамента электронного бизнеса по субъектам среднего и малого бизнеса ПСБ Иван Паткин сообщил, что финансовая организация планирует запустить пилотный проект с двусторонним обменом банковской информацией о счетах юридических лиц осенью текущего года.
В МКБ отметили, что пилотирование технологии открытых API в рамках обмена информацией о счетах юридических лиц начнётся в четвёртом квартале 2024 года.
Директор по развитию открытых данных и экосистем «Ассоциации Финтех» (АФТ) Анастасия Каючкина считает, что благодаря внедрению технологии открытых API клиенты финансовых организаций смогут управлять своими деньгами и продуктами, открытыми в разных банках и страховых компаниях, в «одном окне», что позволит пользователям получать более выгодные предложения, а также экономить время на запрос и передачу справок и выписок о состоянии своих счетов и договоров из одной финансовой организации в другую.
Ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова отмечает, что «единое окно» для управления благосостоянием сильно упрощает понимание того, что конкретно происходит с личными финансами в конкретный момент времени, если у клиента есть счета в нескольких банках.
По её словам, с развитием open API, вероятно, могут появляться новые игроки, которые потенциально будут давать более простые и удобные сервисы, направленные на управление личными финансами.
Семерикова указывает, что самым главным риском использования технологии является кибербезопасность и корректное использование личных данных. Поэтому пользоваться открытым банкингом смогут только те организации, которые прошли техническую проверку своего программного обеспечения на соответствие стандартам Банка России.

- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание

- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание

- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание