Банки выразили опасения из-за отсутствия контроля работы маркетплейсов со стороны ЦБ

Ольга Иванова
Автор новости: Ольга Иванова
Опасения банков из-за отсутствия контроля работы маркетплейсов со стороны ЦБ

Российские банки обеспокоены отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платёжные услуги и таким образом имеют конкурентное преимущество на своих платформах. Об этом говорится в заявлениях профильных топ-менеджеров ВТБ и ПСБ на платёжной конференции «Платёжная индустрия — стратегическое развитие и новые решения».

Заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева, выступая на конференции, обратила внимание на то, что два крупнейших маркетплейса — Ozon и Wildberries — для своих экосистем используют собственные финтех-решения и услуги на базе банковских, факторинговых и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. Для данных игроков это даёт возможность полноценно работать с клиентом абсолютно по всем направлениям банковских услуг, указала она.

По её словам, такая уникальная возможность практически бесшовно встроиться в нативный клиентский путь по оплате товаров— это безусловно плюс. Однако при этом есть и некие опасения, поскольку такие частотные операции в таких каналах, по сути, в какой-то момент времени должны контролироваться.

Тимофеева подчеркнула, что обычно развитие услуг в других отраслях сопровождалось каким-то встречным контролем со стороны регулятора, и банки беспокоит то, что такого нет в ситуации с маркетплейсами.

В свою очередь, заместитель председателя Промсвязьбанка Константин Басманов, выступая на этой же конференции, отметил, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией.

По его словам, маркетплейсы в Системе быстрых платежей (СБП) имеют маленькую комиссию, большой объём пополнения виртуальных карт через СБП идёт бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, выглядит так — пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платёжной системы (у них уже есть платёжные лицензии) заплати сейлеру на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%, рассказал Басманов. Это приводит к исчезновению кэшбэка у клиентов и к росту маржи маркетплейсов, уточнил он.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на платёжной конференции сообщил, что две крупнейшие компании — Ozon и Wildberries — фактически имеют конкурентное преимущество по сравнению с банками. Они оказывают финансовые услуги и делают ценовые скидки из-за того, что не регулируются Центральным банком, и, таким образом, используют неконкурентные способы борьбы на конкурентом рынке.

Аксаков призвал Банк России обратить внимание на эту проблему, а также инициировать законопроекты. По его мнению, в ходе дискуссии будут найдены компромиссы, которые удовлетворят и финансовый рынок, и маркетплейсы, которые фактически стали уже участниками финансового рынка.

Директор департамента национальной платёжной системы Банка России Алла Бакина отметила, что ЦБ продвигает законодательство о регулировании института небанковских поставщиков платёжных услуг. Банк России всегда за равные условия и равную удалённость, то есть здесь точно не должно быть вот этих перекосов, указала она.

Ранее аналитическая компания Data Insight прогнозировала, что по итогам 2023 года доля двух лидеров рынка (Wildberries и Ozon) превысит 80%. О доминирующем положении двух крупнейших маркетплейсов с долей около 80% сообщала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В начале 2022 года Банк России разработал законопроект, согласно которому услуги по приёму платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и другие игроки. Однако против этой инициативы выступили банки в составе Ассоциации банков России. Также создание нового института платёжных игроков не поддержали Минфин и Минэкономразвития.

Лучшие доходные карты 2024
Прибыль
Прибыль
Уралсиб
Дебетовая карта
  • до 16% на остаток
  • до 3% кэшбэка на всё
  • 0-99₽ за обслуживание
Tinkoff Black
Tinkoff Black
Тинькофф Банк
Дебетовая карта
  • до 5% на остаток
  • до 15% кэшбэка
  • 0-99₽ за обслуживание
Халва
Халва
Совкомбанк
Карта рассрочки
  • до 15% на остаток
  • до 10% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-канале 🔥Перейти