В России планируют ввести штрафы за оказание банковских услуг в Telegram
Депутаты Госдумы и Роскомнадзор разрабатывают меры ответственности за использование иностранных мессенджеров российскими организациями для передачи платёжных документов и персональных данных при предоставлении услуг.
Запрет на использование иностранных мессенджеров при оказании финансовых и государственных услуг начал действовать в России с 1 марта 2023 года. В силу вступили поправки к закону «Об информации», принятые в конце декабря 2022 года.
1 марта текущего года Роскомнадзор на своём официальном сайте опубликовал список иностранных мессенджеров, которые подпадают под новые требования. Запрет распространяется на следующие сервисы: Telegram, WhatsApp, Viber, Microsoft Teams, Skype, Shapchat, Wechat и Threema.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин подтвердил факт обсуждения таких мер.
По его словам, с момента вступления закона в силу контролирующие и надзирающие органы уже могут направлять его нарушителям предупреждения. А необходимы ли будут более сильные рычаги воздействия, станет понятно позже, но определённые шаги в сторону проработки этих мер уже сделаны.
В свою очередь, представитель Роскомнадзора сообщил, что в настоящее время в законодательстве не предусмотрены меры ответственности для банков и организаций, оказывающих государственные услуги при использовании иностранных мессенджеров. Принятие таких изменений в КоАП обсуждается депутатами Госдумы.
В 2023 году некоторые российские банки, которые попали под санкции США, планировали использовать мессенджер Telegram при оказании финансовых услуг. Так, ВТБ в последнее время начал активно осваивать каналы связи с клиентами через мессенджер.
Кроме того, Ассоциация банков России (АБР), в которую входят в том числе СберБанк, ВТБ, Альфа-Банк, Совкомбанк и другие кредитные организации, уже поднимала вопрос использования мессенджера Telegram.
В феврале 2023 года председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор не видит дополнительных технологических рисков в предоставлении банками услуг через Telegram. Такими каналами часто пользуются мошенники, однако эти риски можно снизить путём внедрения «антифродовых механизмов».
Директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин отмечал, что банки могут взаимодействовать с клиентами с помощью мессенджеров, но для этого необходимо обеспечить надёжность каналов коммуникации.
Сфера финансовых услуг сама по себе является крайне чувствительной отраслью с точки зрения защиты информации, подчёркивает руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. Он считает, что кредитные организации на самом деле редко напрямую используют мессенджеры при оказании финансовых услуг. Поэтому установленный запрет не окажет какого-либо существенного влияния на их текущую деятельность.
Основатель Talkbank Михаил Попов полагает, что после удаления приложений подсанкционных банков из App Store и Play Market у кредитных организаций не так много альтернатив, и Telegram — лучшая из них. Поэтому существует вероятность, что мессенджер будет удалён из перечня Роскомнадзора.
Что касается ответственности за невыполнение требований, то в настоящее время штрафов за использование иностранных мессенджеров при оказании финансовых и государственных услуг законодательством не предусмотрено.
Однако юрист Павел Катков, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций указывает, что КоАПом предусмотрены минимальные штрафы для бизнеса в размере от 5 000 рублей. Также для малого и среднего бизнеса могут применяться санкции в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
- до 15% кэшбэка
- до 5% на остаток
- 0-99₽ за обслуживание
- до 5% кэшбэка
- до 16% дохода по счёту
- 0₽ за обслуживание
- до 3% кэшбэка
- до 15% дохода по счёту
- 0–99₽ за обслуживание