В ОТП Банке оценили долю заёмщиков со «скрытыми» рассрочками
В России сегмент BNPL (Buy now pay later — «Покупай сейчас, плати потом») активно развивается, и, по данным ОТП Банка, около 6-7% заёмщиков в стране пользуются этим типом рассрочек. По оценке финансовой организации, число пользователей BNPL-сервисов может составлять около 3-3,5 миллионов человек.
BNPL-сервисы дают потребителям возможность оплачивать покупки в интернет-магазинах по частям, нередко без оформления кредитного договора, что приводит к тому, что информация о таких обязательствах физического лица не отображается в его кредитной истории. Это создаёт сложности для банков и микрофинансовых организаций (МФО), которые не могут учитывать такие долги при оценке платёжеспособности заёмщиков.
В ЦБ отметили, что в 2023 году сегмент BNPL в России вырос вдвое и уже начинает искажать информацию о потенциальных заёмщиках для «классических» кредиторов. Однако точных данных о количестве россиян, использующих такие рассрочки, нет, так как информация о заёмщиках операторами рассрочки не передаётся в бюро кредитных историй (БКИ).
В России BNPL-сервисы появились в 2021 году, и на данный момент такой продукт есть у многих банков и крупных компаний. Среди них можно выделить «Долями» от Т-Банка, «Сплит» от Яндекса, «Плати частями» от СберБанка, «Подели» от Альфа-Банка и «Халва частями» от Совкомбанка.
ОТП Банк является одним из лидеров в сфере POS-кредитования (предоставление ссуд на покупку товаров), это смежный сегмент с BNPL. По данным банка, средняя нагрузка по платежам у клиентов со скрытыми рассрочками составляет 3-7 тысяч рублей в месяц, а обычно они имеют две-три активные рассрочки одновременно. В большинстве случаев это клиенты в возрасте 18-35 лет, проживающие в крупных городах с доходом ниже среднего или средним. Это связано с тем, что такие пользователи стремятся разделить платежи для более комфортного управления своими финансами.
Согласно оценкам СберБанка, за последний год рынок BNPL в России вырос на 25%. В среднем клиенты берут в рассрочку товары на 7-10 тысяч рублей и имеют 1,5 активных рассрочки одновременно. Представитель финансовой организации подчёркивает, что в потоке заявок на потребительские кредиты точно оценить долю клиентов с действующим BNPL практически невозможно.
Несмотря на то, что банки не всегда имеют полную информацию о рассрочках, этот фактор всё чаще учитывается при оценке потенциальных заёмщиков. Так, СберБанк рассматривает рассрочку как аналог кредитного обязательства, поэтому в этом аспекте отличия от кредитного продукта нет, указывает представитель финансовой организации.
Председатель правления ОТП Банка Илья Чижевский рассказал, что банки могут оценивать наличие рассрочек через поведение заёмщиков и аналитику, а также использовать методы, такие как look-alike моделирование для выявления клиентов с незарегистрированными рассрочками. У банков пока нет специальных фильтров для таких клиентов, но они учитывают эту информацию при принятии решений.
Управляющий по анализу банковского и финансового рынка ПСБ Дмитрий Грицкевич отмечает, что объёмы выдач через сервисы BNPL в 2024 году могут достигнуть уровня POS-кредитования, хотя доля BNPL-сервисов в общих выдачах розничных кредитов все ещё остаётся незначительной — менее 3%. Это объясняется тем, что сейчас этот сегмент фактически находится вне жёсткого регулирования со стороны ЦБ РФ, что делает его более привлекательным для заёмщиков на фоне строгих мер в потребительском кредитовании. Ограничительные инструменты регулятора, такие как надбавки и макропруденциальные лимиты, делают традиционные кредиты менее доступными и стимулируют переток спроса в BNPL, поясняет он.
В ЦБ отметили, что отсутствие регулирования рынка рассрочки может привести к неконтролируемому росту задолженности, что, в свою очередь, может создать угрозу для финансовой системы в целом. Поэтому регулятор выражает обеспокоенность рисками, связанными с распространением этого инструмента среди массового пользователя.
Несмотря на это, у ЦБ нет точных данных о том, насколько часто пользователи рассрочки жалуются на проблемы с чрезмерной закредитованностью. По словам представителя Банка России, одной из самых частых тем обращений граждан является сложность погашения долговых обязательств. Однако отдельно рассрочку из этих жалоб выделить не всегда возможно, поскольку потребители зачастую жалуются на непосильные долги в целом, уточнил он.
По мнению экспертов, общий объём рассрочек у российских банков пока что остаётся небольшим и не должен оказывать заметного влияния на отражение реального уровня закредитованности населения. Тем не менее, по мере увеличения популярности этого инструмента важно пересмотреть регулирование финансовых продуктов, таких как рассрочка, чтобы предотвратить негативные последствия для экономики.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание