Российский банковский сектор удержал лидерские позиции по цифровизации
Эксперты FINIX YnP провели исследование банковского сектора России и пришли к выводу, что крупные российские банки успешно пережили потрясения 2022 года. Кредитные организации удержали мировое лидерство с точки зрения цифровизации.
Специалисты рассматривали показатели десяти крупнейших российских банков, включая шесть системно значимых федеральных банков с совокупной клиентской базой более 110 миллионов человек. В рамках исследования были проанализированы показатели за период с января 2021 года по июнь 2022 года.
Аналитики отметили, что высокие темпы цифровизации финансовых организаций, а также низкий порог для перехода клиентов из одного банка в другой создают условия для ценовой войны между участниками рынка. В течение ряда лет многие россияне обслуживаются в двух и более банках, что обостряет конкуренцию и формирует предпосылки для деградации прибыльности некоторых финансовых организаций.
По данным исследования, российские клиенты показали уникальный уровень приверженности к цифровому опыту, несмотря на ограничения в работе приложений и банков. В общей сложности, в первом полугодии 2022 года доля клиентов, регулярно использующих банковские счета для оплаты товаров и услуг, выросла на 4,5%, достигнув 61,2% от активной базы клиентов.
Также произошло существенное замещение наличных операций безналичными переводами с использованием Системы быстрых платежей (СБП). Так, ежедневно цифровыми каналами оплаты пользуются 29,9% клиентов банковских услуг.
По итогам второго квартала 2022 года, мобильным банкингом воспользовались 61,6% клиентов от активной базы. Следовательно, введение ограничений практически не повлияло на данный канал, и снижение составило чуть более 0,2% от пика в 61,7%, достигнутого в начале 2022 года.
Руководитель FINIX YnP и соавтор отчёта Елена Новоселова указывает, что благодаря качественному цифровому опыту и простоте перехода, каждый пятый клиент оказался для банков новым и при этом каждый третий уходил из банка уже через год.
По её словам, все это говорит о том, что следующий фронтир для банков — это удержание и развитие текущих клиентов. Особенно это очевидно для зарплатных клиентов, которые в среднем имеют даже меньше продуктов в своём банке, чем клиенты, привлечённые банками с улицы.
В исследовании отмечается, что среднее количество базовых продуктов на одного активного клиента банка не увеличивалось на протяжении 2021-2022 годов и сохранялось на уровне 1,3-1,6 продукта на клиента. Эксперты полагают, что российские банки, даже обладая необходимой информацией о своих клиентах, в настоящее время не используют весь её потенциал для развития отношений с ними.
Согласно данным исследования, пять кварталов подряд сокращается доля клиентов, которые проводят операции в отделениях — сейчас она составляет 16,6% (-2,5 процентного пункта за шесть месяцев) от активной клиентской базы в среднем. Также менее востребованной становится сеть банкоматов и терминалов (пользуются только 35,3% клиентов). За шесть месяцев на 20% сократилось и количество операций на один банкомат.
В отчёте подчёркивается, что данная ситуация может потребовать корректировки стратегий по агрессивному сокращению сетей отделений, чтобы поддержать необходимый уровень сервиса. Поэтому банкам придётся наращивать уровень качества обслуживания для удержания клиентов.
- до 15% кэшбэка
- до 5% на остаток
- 0-99₽ за обслуживание
- до 5% кэшбэка
- до 16% дохода по счёту
- 0₽ за обслуживание
- до 3% кэшбэка
- до 15% дохода по счёту
- 0–99₽ за обслуживание