Российский банковский сектор удержал лидерские позиции по цифровизации

Ольга Иванова
Автор новости: Ольга Иванова
Российский банковский сектор удержал лидерские позиции по цифровизации

Эксперты FINIX YnP провели исследование банковского сектора России и пришли к выводу, что крупные российские банки успешно пережили потрясения 2022 года. Кредитные организации удержали мировое лидерство с точки зрения цифровизации.

Специалисты рассматривали показатели десяти крупнейших российских банков, включая шесть системно значимых федеральных банков с совокупной клиентской базой более 110 миллионов человек. В рамках исследования были проанализированы показатели за период с января 2021 года по июнь 2022 года.

Аналитики отметили, что высокие темпы цифровизации финансовых организаций, а также низкий порог для перехода клиентов из одного банка в другой создают условия для ценовой войны между участниками рынка. В течение ряда лет многие россияне обслуживаются в двух и более банках, что обостряет конкуренцию и формирует предпосылки для деградации прибыльности некоторых финансовых организаций.

По данным исследования, российские клиенты показали уникальный уровень приверженности к цифровому опыту, несмотря на ограничения в работе приложений и банков. В общей сложности, в первом полугодии 2022 года доля клиентов, регулярно использующих банковские счета для оплаты товаров и услуг, выросла на 4,5%, достигнув 61,2% от активной базы клиентов.

Также произошло существенное замещение наличных операций безналичными переводами с использованием Системы быстрых платежей (СБП). Так, ежедневно цифровыми каналами оплаты пользуются 29,9% клиентов банковских услуг.

По итогам второго квартала 2022 года, мобильным банкингом воспользовались 61,6% клиентов от активной базы. Следовательно, введение ограничений практически не повлияло на данный канал, и снижение составило чуть более 0,2% от пика в 61,7%, достигнутого в начале 2022 года.

Руководитель FINIX YnP и соавтор отчёта Елена Новоселова указывает, что благодаря качественному цифровому опыту и простоте перехода, каждый пятый клиент оказался для банков новым и при этом каждый третий уходил из банка уже через год.

По её словам, все это говорит о том, что следующий фронтир для банков — это удержание и развитие текущих клиентов. Особенно это очевидно для зарплатных клиентов, которые в среднем имеют даже меньше продуктов в своём банке, чем клиенты, привлечённые банками с улицы.

В исследовании отмечается, что среднее количество базовых продуктов на одного активного клиента банка не увеличивалось на протяжении 2021-2022 годов и сохранялось на уровне 1,3-1,6 продукта на клиента. Эксперты полагают, что российские банки, даже обладая необходимой информацией о своих клиентах, в настоящее время не используют весь её потенциал для развития отношений с ними.

Согласно данным исследования, пять кварталов подряд сокращается доля клиентов, которые проводят операции в отделениях — сейчас она составляет 16,6% (-2,5 процентного пункта за шесть месяцев) от активной клиентской базы в среднем. Также менее востребованной становится сеть банкоматов и терминалов (пользуются только 35,3% клиентов). За шесть месяцев на 20% сократилось и количество операций на один банкомат.

В отчёте подчёркивается, что данная ситуация может потребовать корректировки стратегий по агрессивному сокращению сетей отделений, чтобы поддержать необходимый уровень сервиса. Поэтому банкам придётся наращивать уровень качества обслуживания для удержания клиентов.

Лучшие кэшбэк-карты 2024
Tinkoff Black
Tinkoff Black
Тинькофф Банк
Дебетовая карта
  • до 15% кэшбэка
  • до 5% на остаток
  • 0-99₽ за обслуживание
My Life
My Life
УБРиР
Дебетовая карта
  • до 5% кэшбэка
  • до 16% дохода по счёту
  • 0₽ за обслуживание
Скидка везде
Скидка везде
МТС Банк
Дебетовая карта
  • до 3% кэшбэка
  • до 15% дохода по счёту
  • 0–99₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-канале 🔥Перейти