Мошенники в 2022 году похитили со счетов россиян 14,2 миллиардов рублей
Большинство жителей России уже сталкивались с попытками кибермошенничества. Чаще всего злоумышленники пытались обмануть граждан во время телефонных звонков.
Согласно данным Центробанка, объём денежных потерь россиян от телефонного мошенничества в прошлом году достиг 14,2 миллиардов рублей. Максимальная единовременно похищенная сумма составила 500 миллионов рублей.
По словам начальника управления противодействия кибермошенничеству СберБанка Сергея Велигодского, в 2022 году среднее количество мошеннических звонков и других инцидентов достигло 6 миллионов в день, при этом 90% мошеннических колл-центров расположено на территории Украины.
Согласно официальным данным, своего пика преступная активность достигла в середине прошлого года. Тогда количество мошеннических звонков гражданам в 2 раза превысило показатели 2021 года.
По информации ЦБ, в 2022 году общая сумма кредитов, которую россияне пытались оформить под воздействием мошенников, составила 200 миллиардов рублей, а 83% жителей России хотя бы раз сталкивались с попытками кибермошенничества.
Для борьбы с телефонным мошенничеством подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) в декабре 2022 года запустил единую платформу верификации телефонных вызовов (ЕПВВ) «Антифрод». Система позволяет подключить 2 000 российских операторов, включая региональные и транзитные, обработать и идентифицировать 800 миллионов российских номеров.
Кроме того, с 1 января 2023 года вступили в силу требования статьи 46.1 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ, которые направлены на борьбу с киберпреступниками, использующими подменные номера.
Единая платформа верификации телефонных вызовов нужна для того, чтобы блокировать звонки и сообщения с подменных номеров. Об этом на совместной встрече рассказали представители операторов связи, Минцифры и Роскомнадзора.
Как сообщил директор центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) Сергей Хуторцев, для полного решения проблемы с мошенничеством и подменными телефонными номерами необходимо, чтобы к марту 2024 года все российские операторы связи подключились к единой платформе верификации телефонных вызовов. Каждому региональному оператору связи будет направлено уведомление о возможности подключения к местному узлу платформы. После получения уведомления оператор обязан подключиться к платформе в течение 224 дней.
Генеральный директор компании «ВымпелКом» (бренд Билайн) Александр Торбахов считает, что эту проблему можно решить только совместными действиями мобильных операторов, банков и государства, а кардинальный перелом может наступить уже в этом году.
По мнению генерального директора аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, после подключения к системе всех российских операторов система будет очень эффективна в борьбе с подменой телефонных номеров. Но, как следствие, может произойти миграция преступников в мессенджеры. А технический вопрос с блокировкой номеров мошенников в мессенджерах пока открыт.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 23% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 22% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание