Какой способ оплаты популярнее: QR-код или банковская карта
Банковская карта по-прежнему остаётся самым распространённым и привычным способом безналичных платежей у россиян. По оценкам разных ритейлеров, опрошенных Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), средняя доля платежей по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) составляет около 10% от общего числа всех транзакций, максимальная доля составляет 20%.
Омниканальные компании, которые используют два канала продаж, отмечают, что покупки онлайн активнее оплачиваются через СБП, а в физической рознице эта доля значительно ниже.
Президент АКИТ Артём Соколов рассказал, что оплата по QR-коду — это очень перспективное направление финтеха. Компании, входящие в ассоциацию, фактически первыми на рынке стали внедрять данный способ оплаты.
По его словам, в 2021 году, в первый год активного внедрения такого способа, оплата по QR-коду в онлайн-канале продемонстрировала взрывной рост, объём таких транзакций увеличивался в среднем на 40-50% ежемесячно.
В этот период компании дополнительно стимулировали как сотрудников (бонусы к зарплате за каждого покупателя, который оформил покупку через СБП), так и клиентов (использование собственных программ лояльности, собственный кэшбэк, различные промоакции), подчёркивает Соколов. В результате доля оплат по СБП увеличилась с 1% на начало 2021 года до 6% на конец года. Сейчас доля оплат по QR-коду также растёт, но уже не так стремительно. Многих потенциальных пользователей отпугивает тот факт, что при оплате QR-кодом банк, выдавший карту, может не начислить покупателю кэшбэк.
На момент ухода международных платёжных систем и Apple Pay из страны доля бесконтактных платежей (картой и устройствами) превышала 70%, а при помощи телефонов совершались платежи чуть ли ни в половине случаев. Российский рынок добился таких результатов всего лишь за два года.
С введением санкций платить телефоном (особенно айфонами) стало невозможно. Поэтому банки, регулятор и платёжная система МИР с СБП стали искать альтернативные способы приёма платежей. QR-платежи виделись как наиболее универсальный способ бесконтактных платежей.
За 2023 год россияне совершили через Систему быстрых платежей (СБП) порядка 2 миллиардов покупок, не считая переводов. По сравнению с предыдущим годом показатель увеличился в 6-7 раз. Общая доля таких транзакций составляет порядка трети от всех операций по картам по количеству транзакций и порядка 10% по объёму в рублях. Ожидается, что по итогам 2024 года доля таких транзакций может приблизиться к 40-50%, сообщил Сергунов.
Соколов обратил внимание на то, что клиенты предпочитают оплачивать покупки QR-кодом на небольшие суммы в повседневных точках, при этом крупные покупки они охотнее оплачивают картой.
Эквайринговая комиссия по операциям с QR-кодом составляет порядка 0,4-0,7%, тогда как комиссия при оплате картой достигает 2-3%, и банку становится просто экономически невыгодно оплачивать кэшбэк клиентам. При этом сама торговая точка может клиенту этот кэшбэк как раз начислить или предоставить скидку, так как для ритейлера оплата через СБП в два-три раза дешевле с точки зрения комиссий, поясняет Сергунов.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание