Как повышение ключевой ставки скажется на автокредитовании
Банк России на заседании 13 сентября второй раз за год поднял ключевую ставку, теперь она составляет 19% годовых. Повышение ставки неизбежно приведёт к росту стоимости ссуд на покупку автомобилей, что в свою очередь будет способствовать сокращению объёмов выданных автокредитов и снижению числа проданных машин, полагают эксперты.
Причиной очередного увеличения ключевой ставки стало высокое инфляционное давление. Рост внутреннего спроса всё еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики для того, чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания и обеспечить возвращение инфляции к цели в 2025 году, говорится в сообщении Центробанка.
В ЦБ отметили, что высокие рыночные ставки поддерживают сберегательные настроения, но общий рост кредитования пока остаётся высоким, несмотря на замедление в розничном сегменте. Поэтому данное решение регулятора ускорит формирование денежно-кредитных условий, необходимых для увеличения сберегательной активности и возвращения кредитования к сбалансированному росту.
Банк России впервые в 2024 году повысил ключевую ставку на июльском заседании с 16 до 18%, до этого с декабря прошлого года она оставалась неизменной. В этом году запланировано ещё два заседания совета директоров ЦБ РФ по ключевой ставке — в конце октября и в конце декабря. При этом регулятор не исключает возможность повышения ставки уже на ближайшем заседании.
По данным аналитического агентства «Автостат», за период с января по август количество ссуд, выданных на приобретение новых автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло в количественном исчислении на 84%, а в денежном — на 80%.
Партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто обращает внимание, что после июльского повышения ключевой ставки некоторые банки стали предлагать ссуды на приобретение автомобиля под 30 и даже 40% годовых, но покупателей это не пугает, поскольку такие высокие ставки компенсируются более лояльными предложениями кэптивных банков и субсидированием части процентов по кредиту самими автопроизводителями.
По его словам, сейчас интерес покупателей к автокредитам достаточно большой из-за ажиотажного спроса на автомобили. Однако уже в ближайший месяц ожидается значительное снижение интереса потребителей к машинам из-за роста цен на них, а это может привести к резкому снижению числа выданных автокредитов.
По мнению управляющего директора компании Frank Auto Ирины Франк, повышение ключевой ставки неминуемо приведёт к удорожанию автокредитов, что может негативно сказаться на спросе, поскольку некоторые покупатели будут не готовы брать деньги под проценты из-за увеличения финансовой нагрузки.
Она прогнозирует, что общее количество выданных автокредитов упадёт приблизительно на 8-10%. По массовому сегменту число одобрений автокредитов сократится существенно, а вот по премиальным маркам автомобилей отказов в кредите будет не очень много, полагает эксперт.
Директор по развитию бизнеса ГК «Альфа-Лизинг» Илларион Демчиков также считает, что высокий уровень ключевой ставки в совокупности с другими факторами, такими как повышение утилизационного сбора, будет способствовать стагнации на авторынке, в первую очередь в среднем ценовом сегменте авто. Компании, входящие в состав крупных банковских групп, будут в более выгодном положении в лизинговой отрасли, указывает он.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что это решение регулятора было ожидаемым, поэтому существенного увеличения стоимости автокредитов не произойдёт.
По его словам, ставки по автокредитам уже и так заоблачные, соответственно, на этом фоне рост их стоимости ещё на несколько процентов особого влияния на ситуацию в целом уже не окажет. Однако повышение стоимости автокредита может привести к появлению на рынке большого количества машин, которые находились в залоге у банка, поскольку через какое-то время люди просто не смогут выплачивать долг банкам, отмечает Антон Шапарин.
Между тем Минпромторг РФ объявил о возобновлении государственных программ для стимулирования спроса на новые автомобили. В 2024 ведомство дофинансирует эти программы: на программу льготного автокредитования будет направлено 6,5 миллиардов рублей, на программу льготного лизинга — 8 миллиардов рублей. В общей сложности это позволит дополнительно реализовать свыше 36 тысяч автомобилей, сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Условия государственных программ:
- льготное автокредитование: базовая скидка составляет 20% от стоимости автомобиля с ДВС, а для жителей Дальнего Востока — 25%;
- программа распространяется на медицинских работников, работников сферы образования, участников СВО и членов их семей, граждан с инвалидностью, а также семей с детьми, приобретающих автомобиль в регионах Дальневосточного федерального округа.
Программа распространяется на автомобили с ДВС стоимостью до 2 миллионов рублей, набирающие не менее 1 600 баллов за локализацию. Это все модели Lаda, «ВИС», «УАЗ», «ГАЗ» (полной массой до 3,5 тонн), а также собираемые в Тульской области кроссоверы Haval Jolion. В рамках льготного автокредитования можно приобрести электромобили, произведенные в РФ, со скидкой 35% (Evolute, «Москвич 3е», «Амберавто А5»).
Благодаря действию программ стимулирования спроса на новые автомобили, в этом году было реализовано свыше 82 тысяч транспортных средств, сообщили в пресс-службе министерства.
- до 16% на остаток
- до 3% кэшбэка на всё
- 0-99₽ за обслуживание
- до 5% на остаток
- до 15% кэшбэка
- 0-99₽ за обслуживание
- до 15% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание