Как подать жалобу в Центробанк: запущен новый сервис для потребителей

2 июня 2025 года Банк России объявил о запуске нового сервиса для граждан, с помощью которого можно быстро сообщить о нарушениях со стороны финансовых организаций. Теперь россияне могут оперативно информировать регулятора о недобросовестных действиях банков, микрофинансовых организаций (МФО) и других участников финансового рынка. В ответ на такие обращения Банк России сможет оперативно принять надзорные меры.
Новая платформа ЦБ предназначена для сбора информации о возможных нарушениях прав потребителей финансовых услуг. Сообщения, поступившие через сервис, могут стать основанием для проверок, в том числе с использованием контрольной закупки.
В отличие от стандартной интернет-приёмной Банка России, новый сервис позволяет направить сообщение даже в случае, если нарушение затронуло не самого заявителя, а его знакомого или родственника.
Допустим, клиент обращается в банк за потребительским кредитом. Менеджер утверждает, что без оформления дополнительной платной услуги, например, страховки жизни — кредит одобрен не будет. При этом альтернативы не предлагаются, и отказаться от услуги невозможно. Такая ситуация является навязыванием услуг, что нарушает права потребителя. Кроме того, общая стоимость кредита из-за навязанных услуг существенно возрастает, а информация об этом заранее не предоставляется.
В этом случае гражданин может воспользоваться новым сервисом Банка России: зайти на сайт, заполнить форму, указать название организации и описать ситуацию, при необходимости приложив документы или скриншоты. Даже если пользователь не хочет оформлять официальную жалобу, его сообщение может стать поводом для контрольной закупки и поможет выявить системные нарушения на рынке.
Доступ к новому сервису осуществляется через авторизацию на портале «Госуслуги». Это позволяет автоматически подтянуть персональные данные и избежать ошибок при заполнении формы, упростив процесс подачи обращения.
Новый сервис Центробанка позволяет направлять обращения по вопросам, связанным с деятельностью различных участников финансового рынка — банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, а также операторов инвестиционных и финансовых платформ.
Для подачи жалобы необходимо авторизоваться через портал «Госуслуги» и заполнить специальную форму на сайте Банка России. Также потребуется пройти проверку «капча», чтобы подтвердить, что обращение отправляет человек, а не автоматизированная программа.
Жалобы могут касаться самых разных ситуаций: навязывание платных услуг при оформлении кредита, подмена вкладов другими финансовыми продуктами, препятствия при покупке полиса ОСАГО, отказ в страховых выплатах, непрозрачные условия банковских продуктов и другие проявления недобросовестных действий со стороны финансовых организаций.
Если изложенные факты подтвердятся, Банк России может принять надзорные меры. Результаты проверок планируется периодически размещать на сайте регулятора.
Как отмечает налоговый консультант, основатель и управляющий партнёр ГК «РосКо» Алёна Яковлева, новый сервис сделал процесс подачи жалоб проще, а взаимодействие с Центробанком — более удобным и прозрачным для потребителей. Ключевым нововведением стала централизация: теперь сообщить о нарушении можно буквально в один клик, поясняет она.
Алёна Яковлева подчёркивает, что граждане по-прежнему могут обращаться с жалобами не только через новый сервис, но и напрямую в свою финансовую организацию, к финансовому уполномоченному, в Роспотребнадзор, Роскомнадзор и другие профильные ведомства.

- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание

- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание

- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание