Банки и маркетплейсы увидели риски из-за решения ЦБ создать новых игроков на платёжном рынке
Банки и маркетплейсы России выступили против решения Центробанка создать новых игроков на платёжном рынке. Российские кредитные организации аргументируют критику рисками мошенничества и отмывания доходов, а торговые площадки — ростом расходов на получение нового статуса.
Соответствующее письмо Ассоциация банков России (АБР) направила в Минфин, Минцифры и Минэкономразвития. Письмо Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отправлено в ЦБ, Минфин и Минэкономразвития.
Банк России в 2022 году разработал законопроект, согласно которому услуги по приёму платежей могут начать предоставлять не только банки, но и страховщики, брокеры, МФО, финтех-компании и многие другие. В Госдуму документ пока не внесён.
В АБР высказались против инициативы и отметили, что появление новых игроков может привести к рискам для национальной платёжной системы, снижению качества услуг по переводу денег и темпов развития рынка электронной торговли, а также к нарушению прав граждан и организаций. В АКИТ призвали к дополнительной проработке документа.
В рамках законопроекта регулятор предлагает создать институт НППУ (небанковский поставщик платёжных услуг), надзор за которым будет осуществляться ЦБ. Статус НППУ смогут получить нефинансовые и некредитные финансовые организации, к которым относятся финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и так далее.
Планируется, что для этого будет создан реестр таких игроков, которых разделят два типа: с капиталом минимум 5 миллионов рублей и с капиталом от 50 миллионов рублей. Игроки первого типа смогут только проводить денежные переводы по поручению клиентов, а игроки второго типа — осуществлять ещё и платежи с открытием электронных кошельков.
Представитель Банка России отмечает, что развитие института НППУ будет содействовать развитию конкуренции на платёжном рынке, повышению качества и доступности услуг для граждан, снижению их стоимости, а также упростит клиентский путь. По его словам, нововведение позволит бизнесу получить возможность создавать собственные платёжные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая свои издержки на платежи.
Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин указывает, что к оказанию платёжных услуг уже проявили интерес достаточно серьёзная часть микрофинансового сообщества, брокеры и нефинансовые компании, в том числе интернет-поисковики, розничные магазины и супермаркеты. Нефинансовые игроки хотят, чтобы клиенты у них не только что-то приобретали, но и проводили через них платежи, что снизит издержки, подчеркивает зампред.
Руководитель лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Егор Кривошея считает, что благодаря росту конкуренции на платёжном рынке может снизиться стоимость проведения платежей.
Однако, по его мнению, новые сервисы вряд ли смогут существенно конкурировать с банками в качестве оказываемых услуг, поскольку кредитные организации имеют большой опыт и количество накопленных данных, а проведение платежей и переводов стандартизировано, и в нём сложно придумать какие-то радикальные новации. Следовательно, сервисы скорее смогут конкурировать только в цене, но при низких ценах их доходы по этому направлению могут снизиться или свестись к нулю, заключает Егор Кривошея.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание