Банки должны будут выявлять сотрудников, причастных к мошенническим схемам

Ольга Иванова
Автор новости: Ольга Иванова
Банки будут выявлять сотрудников, причастных к мошенническим схемам

Банки будут обязаны выявлять сотрудников, которые осознанно или неумышленно способствуют мошенникам в оформлении кредитов на жертв. Это предложение было одобрено на заседании Экспертного совета (ЭС) по защите прав потребителей финансового рынка ЦБ.

Как рассказали участники мероприятия, проблема кредитного мошенничества остаётся крайне острой. Нередко крупные суммы кредитов выдаются заёмщикам с очевидно недостаточным доходом, что невозможно без участия сотрудников финансовых организаций. Для выявления таких случаев и внесения изменений в регламенты, направленных на их предотвращение, банкам предстоит проводить расследование по каждому инциденту кредитного мошенничества и устанавливать персональную ответственность сотрудников.

По данным Банка России, 40% средств, которыми завладевают мошенники, являются кредитными. Однако жалобы пострадавших свидетельствуют, что в 100% случаев злоумышленники вынуждают жертву оформить кредит, чтобы затем перевести средства на так называемый «безопасный» счёт. В результате люди не только теряют свои накопления, но и оказываются с большим долгом.

Источник рассказал, что зачастую мошенники добиваются оформления крупных кредитов на людей, которым ранее было отказано в небольшом займе из-за низкого дохода. Например, пенсионеры или студенты, чьи финансовые возможности явно не соответствуют сумме полученного кредита.

Эти случаи выявляют явные уязвимости во внутрибанковских процедурах выдачи кредитов. Иногда они могут быть связаны с недобросовестными сотрудниками, но также возможны ситуации, когда менеджеры банков стремятся выполнить план продаж, игнорируя риски для клиентов, сообщил один из источников.

В настоящее время у банков нет обязательств по выявлению и наказанию сотрудников, причастных к мошенническим схемам. Ситуация изменится с 1 сентября 2025 года, когда вступит в силу закон №9-ФЗ, принятый в феврале. Он известен прежде всего введением «периода охлаждения» перед выдачей кредита, но также включает целый комплекс мер по борьбе с мошенничеством. В частности, банки должны будут разработать внутренние документы, регламентирующие процедуры управления рисками, включая порядок реализации мероприятий по противодействию кредитному мошенничеству.

На заседании экспертного совета (ЭС) по защите прав потребителей финансового рынка ЦБ было предложено разработать рекомендации для банков, которые они могли бы использовать при подготовке внутренних регламентов.

Одним из ключевых предложений стало проведение внутреннего расследования в случае получения информации о выдаче кредита под воздействием мошенников. Банк должен тщательно проанализировать процесс выдачи кредита, включая опрос сотрудников, изучение записей с камер видеонаблюдения и анализ скоринговых данных.

Особое внимание должно уделяться поведению клиента на разных этапах оформления займа, взаимодействию с сотрудниками, срокам принятия решения и факторам, повлиявшим на одобрение кредита. Полученные результаты позволят выявить возможных соучастников мошеннических схем, а также помогут усовершенствовать антифрод-процедуры, например, дополнительные проверочные триггеры.

Если же изменения в системе защиты не потребуются, то банк должен зафиксировать, что конкретный сотрудник не соблюдал установленные регламенты, и определить меры персональной ответственности. Полученные результаты должны быть доведены до всех работников банка, чтобы предотвратить повторение подобных ситуаций.

Глава Национального совета финансового рынка (НСФР) и член ЭС ЦБ Андрей Емелин подтвердил обсуждение инициативы. Он отметил, что рассматривалось предложение о подготовке стандарта для расследования инцидентов, но в итоге участники пришли к выводу, что оптимальным решением будет разработка рамочных рекомендаций. Они позволят банкам и микрофинансовым организациям адаптировать их под свои внутренние процессы для усиления защиты от мошенничества.

Таким образом на заседании экспертного совета (ЭС) было решено предложить ЦБ создать рабочую группу с экспертами по разработке таких рекомендаций.

Лучшие доходные карты 2025
Халва
Халва
Совкомбанк
Карта рассрочки
  • до 17% на остаток
  • до 10% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Мир
Мир
Газпромбанк
Дебетовая карта
  • до 24% по накопительному счету
  • до 5% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Карта для жизни
Карта для жизни
ВТБ
Дебетовая карта
  • до 24% по накопительному счету
  • до 15% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-канале 🔥Перейти