Аналитики предупредили об исчезновении ряда банков
В России в течение ближайших 10 лет могут прекратить работу большинство малых и средних банков в связи с ростом конкуренции со стороны крупнейших кредитных организаций. Такой прогноз содержится в новом исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнёры» под названием «Банковский сектор России — подготовка к новой реальности».
По оценкам экспертов, в следующие десять лет могут исчезнуть от 65 до 80% малых и средних банков. Аналитики полагают, что концентрация банковского рынка будет только нарастать, так как крупнейшие игроки продолжат внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания. Следовательно, малые и средние банки не смогут оставаться конкурентоспособными в своих клиентских и продуктовых нишах.
По данным исследования, сейчас в России действует свыше 300 финансовых организаций среднего и малого размера. Совокупный объём их активов составляет 25-30 триллионов рублей, что составляет приблизительно 18-22% от суммарной величины всего российского банковского рынка.
Аналитики отмечают, что наибольшим рискам подвержены средние и малые корпоративные банки, для которых характерны высокая концентрация кредитного портфеля на одного заёмщика и слабое покрытие операционных расходов комиссионными доходами.
В компании «Яков и Партнёры» указали, что снижение качества риска ключевого заёмщика влечёт за собой увеличение резервов и падение процентных доходов, что наряду с низкими комиссионными доходами может привести к существенным убыткам. Поэтому банкам необходимо внедрять новый подход к формированию бизнес-модели и повышать внутреннюю эффективность, принимая целый ряд мер.
Авторы исследования приводят комплекс мероприятий, которые помогут повысить транзакционную активность клиентов и диверсифицировать кредитный портфель:
- пересмотр классических методов деятельности, ориентированных на продукты, в пользу «клиентоцентричных»;
- повсеместное применение инструментов продвинутой клиентской аналитики для рисковых и безрисковых продуктов;
- преобразование клиентских путей для различных услуг;
- внедрение новых метрик;
- создание продвинутых систем CRM и дэшбордов, которые формируют всесторонний портрет клиента.
По мнению аналитиков, создать проблемы средним и малым банкам-монолайнерам также могут внедрение и популяризация цифрового рубля, выход маркетплейсов на рынок финансовых продуктов, цифровизация банковских услуг, тенденции по сокращению реальных доходов населения.
В ближайшие годы крупные банки будут оказывать значительное давление на прибыльность малых и средних компаний. Крупнейшие банки будут расширять региональное присутствие там, где сильны локальные игроки. Это может привести к тому, что средним и малым банкам придётся объединиться с более крупными игроками или уйти с рынка, считают аналитики.
В компании «Яков и Партнёры» отмечают, что в случае трансформации и усовершенствования бизнес-моделей такие организации могут дополнительно зарабатывать 300-400 миллиардов рублей. Поэтому, чтобы сохранять позиции и развиваться в новых условиях, средним и малым банкам важно выстраивать иной вектор развития.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 24% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание