В России сокращаются объёмы pos-кредитования
Объёмы pos-кредитования или покупки определённых товаров в кредит снижаются уже пятый месяц подряд. Это следует из данных Объединённого кредитного бюро (ОКБ).
Эксперты связывают падение кредитования в торговых точках не только с сезонным фактором, но и с жёсткой денежно-кредитной политикой Банка России, а также с развитием других способов оплаты.
За первый квартал 2024 года россияне оформили 1,34 миллиона pos-кредитов на общую сумму почти на 97 миллиардов рублей. По сравнению с четвёртым кварталом прошлого года число выдач снизилось на 23%, а объёмы сократились на 19%. При этом средний размер кредита за квартал вырос на 6% — с 68 до 72 тысяч рублей, а средний срок кредитования увеличился на 2 месяца — с 18 до 20.
Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин поясняет, что такое падение выдач в первом квартале для pos-сегмента закономерно, поскольку традиционно конец года является временем повышенной потребительской активности в преддверии новогодних праздников.
По его словам, динамика выдач первых трёх месяцев текущего года не кажется заметно негативной и в целом более-менее коррелирует с показателями аналогичного периода предыдущего года.
Согласно данным бюро, в марте 2024 года было выдано 445,81 тысяч pos-кредитов на 29,98 миллиардов рублей. За год число выданных товарных кредитов сократилось на 20%, а объёмы — на 1%. Средний срок pos-кредитов увеличился с 13 до 21 месяца, а средний чек вырос с 54 до 67 тысяч рублей.
Полухин отмечает, что на замедление кредитования в данном сегменте, как и в целом на розничное кредитование, оказывают влияние меры регулятора по сдерживанию высокорисковых выдач.
По данным Frank RG, в 2023 году объём выданных pos-кредитов вырос на 41% по сравнению с 2022 годом и составил почти 500 миллиардов рублей, что стало рекордом для pos-сегмента. Также значительно увеличилась доля онлайн-выдач — с 43 до 52%.
Эксперт рассказал, что в pos-кредитовании обычно процентные ставки ниже, чем по кредитным картам, но выше, чем по потребительским кредитам. Кроме того, если оформить такой кредит через микрофинансовую организацию, то переплата может быть ещё больше. Однако статистика показывает, что банки и граждане в условиях высоких ставок предпочитают увеличивать срок кредита. В итоге заёмщики снижают ежемесячный платёж, однако увеличивают стоимость покупки.
Полухин обращает внимание, что pos-кредиты граждане оформляют без визита в банк, зачастую в магазинах электроники, салонах мебели и на маркетплейсах. Кроме того, не исключено влияние активного развития сервисов рассрочки, сервисов оплаты частями без переплаты и смещения потребительского спроса в сторону онлайн маркетплейсов, считает он.
Кредитование в торговых сетях интересно клиентам удобством получения кредитного продукта сразу в торговой точке или онлайн-магазине, подчёркивает Полухин.
- 200 дней без процентов
- до 1 000 000 рублей
- 0₽ за обслуживание
- 55 дней без процентов
- до 1 000 000 рублей
- до 30% кэшбэка
- 120 дней без процентов
- до 299 999 рублей
- до 8% кэшбэка