Рынок автокредитования в России постепенно восстанавливается
В России из-за введения экономических и финансовых санкций со стороны Запада среди всех розничных сегментов кредитования наиболее заметно просело автокредитование — более чем на треть. После введения санкций с российского рынка стали уходить крупнейшие автоконцерны и усилился дефицит автомобилей.
Аналитики полагают, что ситуация на рынке автокредитования постепенно восстанавливается. Однако о возвращении показателей к уровню 2021 года пока заявлять рано.
По данным Центробанка, в прошлом году портфель кредитов на приобретение автомобилей снизился на 47 миллиардов рублей или на 3,7%, а количество выданных кредитов — на 36%. В общей сложности продажи автомобилей сократились на 58,8%, или на 979 тысяч штук (по сравнению с 2021 годом).
Заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин отметил, что в текущем году на динамику сегмента автокредитования продолжит негативно влиять дефицит новых автомобилей, а также удлинение срока владения автомобилем. Между тем, поддержку автокредитованию может оказать продление льготной ипотеки.
По его словам, при наличии стабильной макроэкономической ситуации и отсутствия новых внешних шоков, в сегменте автокредитования можно ожидать некоторого ускорения темпов роста портфеля автокредитов — до 5%.
Отмечается, что рынок автокредитования в текущем году продолжает восстановительный рост. Так, если за январь-февраль объём выдач автокредитов составил 154 миллиарда рублей, что на 13% меньше, чем годом ранее, то уже по итогам первого квартала совокупные выдачи на рынке превысили 251 миллиард рублей, что на 22% больше показателей первого квартала прошлого года.
По оценке банка ВТБ, в первом квартале 2023 года на покупку транспортных средств физические лица получили около 250 миллиардов рублей, что на четверть больше, чем годом ранее и на 8% выше результатов рекордного 2021 года.
В условиях ограниченного выбора новых автомобилей на российском рынке высокую долю в выдачах кредитов по-прежнему занимают транспортные средства с пробегом. В январе-марте 2023 года машины на вторичном рынке приобрели 60% клиентов ВТБ. Наибольший интерес заёмщики проявляли к маркам Kia, Hyundai и Lada, а средний возраст приобретаемого авто составил 7,2 года, отметили в пресс-службе кредитной организации.
Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев полагает, что в 2023 году продолжатся экспансии китайского автопрома и проведения государственных мер по стимулированию отечественного производства и параллельного импорта. При этом в настоящее время указанные процессы находятся на стадии становления, а это существенно ограничивает возможности рынка автокредитования.
Доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова считает, что если программы субсидирования не будут остановлены, то рост объёмов кредитования на данном сегменте рынка продолжится.
- Год без процентов
- до 1 000 000 рублей
- 0₽ за снятие наличных
- 55 дней без процентов
- до 1 000 000 рублей
- до 30% кэшбэка
- 111 дней без процентов
- до 1 000 000 рублей
- до 5% кэшбэка