Россиянам рассказали, в каких случаях банки берут комиссии незаконно
В ряде случаев банки и микрофинансовые организации необоснованно удерживают комиссии со своих клиентов. Такие действия противоречат законодательству РФ. Как правило, речь идёт о скрытых платежах, которые не озвучиваются клиентам до подписания договора.
Также запрещёнными являются комиссии за такие услуги как рассмотрение кредитных заявок, открытие и ведение ссудных счетов, информирование о состоянии задолженности, перечисление заёмных средств на счета клиентов, досрочное погашение. Все перечисленные сервисы являются неотъемлемой частью кредитного договора, соответственно, банк не вправе брать за них дополнительную плату.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ кредитные организации могут удерживать комиссионное вознаграждение за следующие операции:
- обналичивание собственных средств через сторонние банки;
- снятие наличных с кредитной карты;
- конвертация валюты;
- перевод денежных средств (для бесплатного перечисления денег на карту другого банка можно использовать Систему быстрых платежей).
Также банк или микрофинансовая организация может взимать плату в виде процентов за предоставление заёмных средств. Все прочие виды вознаграждения являются либо незаконными, либо навязанными. В последнем случае кредитная организация формально не нарушает законодательство — чаще всего клиенты сами по невнимательности соглашаются на дополнительные платные услуги. К числу таких сервисов относятся СМС-информирование об операциях по карте или по кредиту, предоставление справок и выписок со счёта, добровольное страхование, услуги юриста.
Чтобы избежать лишних комиссий, эксперты рекомендуют при подборе продукта рассматривать предложения нескольких банков. Перед подписанием договора следует внимательно ознакомиться со всеми пунктами соглашения и в случае необходимости задать сотруднику уточняющие вопросы.
Если речь идёт об оформлении кредита, обязательно нужно обратить внимание на такие моменты, как итоговый размер переплаты (полная стоимость кредита), порядок внесения платежей, условия досрочного погашения и размер штрафных санкций за просрочку. Если клиент сам принял решение приобрести дополнительную услугу (например, страхование), то необходимо уточнить способы её оплаты и условия возврата средств.
Если банк удержал комиссию незаконно, то следует придерживаться такого алгоритма действий:
- Собрать документы, подтверждающие неправомерное списание средств. Это может быть выписка со счёта или договор на оказание услуг.
- Обратиться в кредитную организацию. Для этого необходимо в письменном виде составить претензию о необоснованности списания денег и приложить к ней подтверждающие документы.
- Получить письменный ответ. Сроки рассмотрения подобных обращений обычно составляют 30 дней. В случае отказа или бездействия финансовой организации клиент может подать жалобу в ЦБ РФ или в Роспотребнадзор.
- до 17% на остаток
- до 10% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 23% по накопительному счету
- до 5% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание
- до 22% по накопительному счету
- до 15% кэшбэка
- 0₽ за обслуживание