ЦБ РФ предложил новый способ защиты граждан от телефонных мошенников
В начале декабря регулятор опубликовал основные направления развития финансового рынка до 2024 года. В данном документе ЦБ РФ заявил о своём намерении создать Единую информационную систему проверки сведений об абоненте. Основная цель данной системы — защита абонентов от телефонных мошенников.
Сегодня огромное количество банковских операций совершаются с помощью телефона. Через СМС клиенты подтверждают переводы и платежи, оплачивают покупки в интернете. Вместе с тем такие операции сопряжены с определёнными рисками, так как мошенники могут получить доступ к информации об абонентских номерах и использовать её для вывода средств с карт и счетов клиентов банков.
Появление Единой информационной системы позволит свести такие риски к минимуму. Теперь финансовые организации смогут проверять, действительно ли номер телефона принадлежит человеку, который проводит операцию. Для проверки этих сведений банк должен будет направить запрос оператору мобильной связи, который обслуживает номер, указанный клиентом при заключении договора. Все данные будут передаваться в зашифрованном виде. По результатам проверки система выдаст ответ — соответствуют ли сведения, предоставленные банку, сведениям, указанным в абонентском договоре.
Это позволит банкам удостовериться, что заявленный номер телефона действительно принадлежит конкретному пользователю. С помощью системы проверки сведений кредитные организации смогут защитить клиентов от противоправных действий третьих лиц.
К примеру, даже если мошенники завладеют вашими паспортными данными, им не удастся оформить кредит на ваше имя. Также это решит проблему со звонками коллекторов, которые зачастую беспокоят абонентов по поводу совершенно чужих долгов. При этом даже если вы купите кому-либо из близких или родственников сим-карту, оформленную на ваше имя, они не смогут указать этот номер при оформлении банковских услуг.
Законопроект о внедрении системы проверки телефонных номеров был принят Государственной думой в первом чтении ещё 5 марта 2019 года. Ко второму чтению были подготовлены поправки, согласно которым номер телефона абонента должен использоваться в качестве полноценного идентификатора при оформлении любых банковских услуг. Однако в настоящий момент эти поправки ещё не приняты, а дата второго чтения законопроекта пока не назначена.
Российские банки поддерживают внедрение такой системы. В Национальном совете финансового рынка отметили, что данный способ проверки поможет снизить риск раскрытия конфиденциальных данных в случае смены абонента по номеру, на который поступают уведомления о транзакциях и остатках на счетах. Узнав о том, что у клиента изменился телефонный номер, банк сможет своевременно прекратить рассылку СМС-оповещений.
За создание Единой системы выступает и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В ведомстве сообщили, что внедрение нового инструмента проверки сведений позволит значительно снизить риски мошенничества, связанного с использованием ложных данных о принадлежности телефонного номера.
При этом основной проблемой, из-за которой номер телефона нельзя применять в качестве полноценного идентификатора, является тот факт, что 70% номеров фактически используют не те абоненты, на кого они оформлены. Помимо этого, существует ещё и проблема поддельных сим-карт. С 2017 года Роскомнадзор выявил более 300 тысяч так называемых «серых» сим-карт. Появление Единой информационной системы проверки сведений об абоненте не решит эти вопросы, но при этом позволит сократить количество случаев телефонного мошенничества, связанных с покупкой сим-карт без регистрации документов.
Сотовые операторы не видят необходимости в создании новой системы. К примеру, в «ВымпелКоме» (Билайн) считают, что сегодня операторы и так сотрудничают с заинтересованными кредитными организациями. Чтобы повысить эффективность обмена информацией с банками, достаточно лишь упростить порядок прямого взаимодействия между указанными инстанциями.
- до 15% кэшбэка
- до 5% на остаток
- 0-99₽ за обслуживание
- до 5% кэшбэка
- до 16% дохода по счёту
- 0₽ за обслуживание
- до 3% кэшбэка
- до 15% дохода по счёту
- 0–99₽ за обслуживание