Банковская гарантия: что это такое и как её оформить?

Банковская гарантия

Предоставление банковских гарантий является одной из наиболее востребованных услуг, которые предлагаются корпоративным клиентам кредитных организаций. Дело в том, что для заключения крупного контракта с заказчиком компания всегда должна подтверждать свою надёжность. Не у всех предпринимателей есть возможность предоставить залог, поэтому лучшим вариантом решения этой проблемы является оформление банковской гарантии. Что собой представляет данная услуга и в каких случаях без неё не обойтись, можно узнать из сегодняшней статьи.

Что такое банковская гарантия?

Банковская гарантия — это способ обеспечения исполнения обязательств по контракту. Фактически представляет собой официальный документ, который удостоверяет обязательство банка выплатить определённую сумму заказчику, если исполнитель нарушит условия договора.

В данной сделке задействованы 3 стороны:

  1. Банк. Это гарант исполнения обязательств. Простыми словами, он выступает в роли поручителя своего клиента. За выдачу гарантии банк взимает комиссию, которая, как правило, равна определённому проценту от суммы контракта.
  2. Клиент (исполнитель). Это поставщик товаров или подрядчик (в договоре именуется как принципал). Является инициатором оформления гарантии и именно на него ложатся все финансовые расходы по выплате комиссии банку.
  3. Заказчик. Это компания, перед которой несут ответственность принципал и гарант (в договоре именуется как бенефициар).

Договор банковской гарантии оформляется между банком и клиентом (принципалом), а сам заказчик непосредственно не участвует в сделке. Для бенефициара этот документ просто является подтверждением того, что в случае нарушения условий контракта он получит возмещение от банка.

В каких случаях она необходима?

Когда нужна банковская гарантия?

Оформление банковской гарантии обычно является требованием заказчика (чаще всего это предприятия среднего и крупного бизнеса). Логика довольно проста — если банк готов поручиться за клиента, значит с этим исполнителем можно иметь дело. В противном случае серьёзная организация не захочет сотрудничать с таким подрядчиком, и выгодный контракт будет упущен.

Наиболее распространённые ситуации, в которых может потребоваться оформление гарантии:

  • если исполнитель участвует в тендерах, конкурсах и закупках, в том числе государственных;
  • если компания имеет обязательства перед таможенными службами;
  • если клиент хочет заключить контракт с зарубежными партнёрами.

Также банковская гарантия понадобится в том случае, если компания-заказчик просто не хочет работать с непроверенным поставщиком.

Виды банковских гарантий

В зависимости от ситуации, в которой клиенту потребовалась банковская гарантия, выделяют следующие виды данного продукта:

  1. Тендерная или конкурсная гарантия. Этот вид гарантийных обязательств используют компании, которые постоянно участвуют в различных тендерах. Подача каждой заявки требует предоставления определённого обеспечения. Компании невыгодно изымать эти средства из оборота, особенно если она участвует сразу в нескольких тендерах. Оформление банковской гарантии позволит обеспечить заключение контракта в случае выигрыша. Её размер обычно составляет 5% от суммы договора.
  2. Платёжная гарантия. Предназначена для обеспечения обязательств по оплате выполненных работ или отгруженной продукции. Вступает в силу, если услуги или товары не были оплачены своевременно.
  3. Таможенная гарантия. Предоставляется компаниям, деятельность которых предусматривает оплату таможенных сборов.
  4. Гарантия исполнения контракта. При оформлении данного продукта гарант обязуется выплатить бенефициару (заказчику) определённую сумму в том случае, если подрядчик не выполнит свои обязательства по контракту. По сути, такая гарантия позволяет возместить убытки, возникшие по вине исполнителя.
  5. Судебная гарантия. Данный вид гарантийных обязательств защищает финансовые средства и имущество клиента, если он выступает ответчиком в суде. Компания может продолжать свою деятельность даже в ходе судебного разбирательства, так как при наличии гарантии её активы не могут быть арестованы.
  6. Гарантия возврата авансового платежа. Оформляется в том случае, если по контракту одна из сторон обязана выплатить аванс другой стороне. Если получатель платежа нарушит условия договора, то при наличии такой гарантии бенефициар сможет вернуть уплаченную сумму.
  7. Гарантия обеспечения кредитной линии. Здесь бенефициаром будет выступать банк, выдавший своему клиенту заёмные средства в виде кредитной линии. Такая гарантия позволяет обеспечить своевременное погашение задолженности.

Порядок оформления

Какова процедура оформления банковской гарантии?

В упрощённом виде процедура получения банковской гарантии включает в себя всего 3 этапа:

  1. Выбор гаранта и оформление заявки.
  2. Ожидание решения.
  3. Заключение договора с банком и получение официального документа.

Итак, на первом этапе клиенту необходимо найти банк, который имеет право выдавать гарантийные обязательства. Дальше стоит убедиться, что принципал соответствует условиям гаранта. Как правило, требования предъявляются к сроку деятельности и размеру годовой выручки. Если с этим всё в порядке, то для оформления заявки потребуется предоставить следующие документы:

  • бухгалтерскую отчётность за последний отчётный период;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • учредительные документы;
  • паспорта руководителя и главного бухгалтера;
  • информацию о контракте или тендере, которые требуют оформления банковской гарантии.

После предоставления всех необходимых документов клиенту остаётся только ждать рассмотрения заявки. Обычно это занимает 1-2 рабочих дня, но если предоставленные сведения вызывают вопросы у банка, то процесс может затянуться и до 3-4 недель.

Как только решение о выдаче банковской гарантии принято, клиенту перед подписанием договора следует согласовать текст гарантийного документа с заказчиком, чтобы в будущем не возникло проблем. Если бенефициара всё устраивает, то исполнитель может переходить к заключению соглашения с гарантом.

После соблюдения формальностей банк должен сформировать гарантийный документ и занести сведения о нём в Единый реестр банковских гарантий. Сама гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе (для этого используются специальные бланки) или в электронном виде.

Каждому документу присваивается определённый уникальный номер. Его подлинность можно проверить в Едином реестре банковских гарантий.

Условия получения гарантий в различных банках

Банковские гарантии присутствуют в продуктовых линейках всех ведущих российских банков, которые работают с корпоративными клиентами. Лучшие предложения по данному продукту рассмотрены в таблице ниже.

Условия предоставления гарантии СберБанк Тинькофф Банк Банк «Точка»
Размер комиссии от 0,49% от суммы гарантии (не менее 950 рублей) от 1 000 рублей от 2% годовых (минимум 1 000 рублей)
Сумма гарантии до 50 миллионов рублей до 500 миллионов рублей до 50 миллионов рублей
Срок гарантии до 60 месяцев до 1 500 дней до 26 месяцев
Требования к клиентам срок ведения деятельности — от 6 месяцев, годовая выручка— не более 400 миллионов рублей в год срок ведения деятельности — от 6 месяцев срок регистрации — не менее 3 месяцев, наличие расчётного счёта в банке «Точка»
Лучшие кэшбэк-карты 2021
Tinkoff Black
Тинькофф Банк
Дебетовая карта
  • до 15% кэшбэка
  • 3,5% на остаток
  • 0₽ за обслуживание
Opencard
Открытие
Дебетовая карта
  • до 11% кэшбэка
  • 4,5% на остаток
  • 0₽ за обслуживание
Польза
Хоум Кредит Банк
Дебетовая карта
  • до 5% кэшбэка
  • 5% на остаток
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-каналеПерейти
Редакция сайта
Автор статьи: Редакция Mnogo-Kreditov.ru