Зачем нужен финансовый омбудсмен?

Владимир Семёнов
Автор статьи: Владимир Семёнов
Финансовый омбудсмен

У клиентов довольно часто возникают конфликты с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями. Если почитать отзывы пользователей о работе этих инстанций, появляется ощущение, что каждый человек когда-то был обманут или с его счёта незаконно списали деньги. В таких случаях пострадавшие обычно обращаются в полицию, прокуратуру, суд или в Роспотребнадзор, однако многие просто боятся бюрократических проволочек. Для того, чтобы у граждан была возможность решить свою проблему без суда, в июне 2018 года был принят Федеральный закон 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Именно тогда в России появилось такое понятие как «финансовый омбудсмен».

Кто такой финансовый омбудсмен?

Финансовый омбудсмен — это уполномоченное лицо, которое оказывает услуги по досудебному урегулированию споров между гражданами и финансовыми организациями. Сфера его деятельности регулируется уже упомянутым законом и постепенно расширяется: первоначально в неё входило только автострахование, затем добавились остальные виды страховок, а позже — услуги банков и микрофинансовых организаций. Все они обязаны исполнять решения омбудсмена, хотя и могут опротестовать их в суде.

К лицам, которые выполняют функции защитника прав граждан, предъявляются следующие требования:

  1. Возраст — от 35 до 70 лет. При необходимости омбудсмен, достигший максимальной возрастной отметки, может сохранить свою должность до тех пор, пока не завершится работа над всеми делами, находящимися на рассмотрении.
  2. Гражданство и проживание. Стать омбудсменом может только российский гражданин, постоянно проживающий в России и не имеющий гражданства иного государства. Вида на жительство или другого документа, дающего право на постоянной основе находиться на территории другой страны, у него тоже не должно быть.
  3. Образование и опыт работы. У претендующего на пост омбудсмена должно быть высшее юридическое либо экономическое образование. Если он работал на финансовом рынке в области контроля и надзора либо в сфере защиты прав потребителей, то требуется не менее 5 лет общего стажа. Если был судьей, то 10 лет.

Омбудсмен должен иметь безупречную деловую репутацию. Также в каждом рассматриваемом деле не должно присутствовать конфликта интересов.

Какие проблемы он поможет решить?

В каких случаях можно обратиться к финансовому омбудсмену?

Обращаться к финансовому омбудсмену можно в случае возникновения денежных споров со следующими организациями:

  • банками;
  • МФО (микрофинансовыми организациями);
  • страховыми компаниями (кроме тех, которые занимаются исключительно добровольным медицинским страхованием).

Максимальная сумма спора, который может быть урегулирован с помощью финансового омбудсмена, составляет 500 000 рублей. Если она больше, то такое дело необходимо решать в судебном порядке, так как полномочия омбудсмена на него не распространяются.

В том случае, если вопрос не касается конкретной суммы, а клиент просто считает, что его права нарушили, омбудсмен тоже не поможет: регулированием деятельности кредитных организаций занимается Банк России. Срок обращения к омбудсмену, как и срок подачи заявления в суд, составляет 3 года с момента наступления события.

При этом клиент, обратившийся к омбудсмену, должен понимать, что во время рассмотрения его вопроса подавать исковое заявление в суд он не имеет права. И, наоборот, если человек сразу пошел в суд, то потом обратиться к омбудсмену уже не получится: защитник интересов граждан не может пересматривать и оспаривать решения судебных органов. Для опротестования нужно обращаться в суд высшей инстанции.

К омбудсмену можно обратиться в следующих случаях:

  • если банк начислил больше процентов, чем предусмотрено договором;
  • если сумма страховой выплаты меньше, чем в полисе;
  • если микрофинансовая организация незаконно требует немедленно погасить долг в полном объёме.

Главное условие — проблема должна касаться конкретной суммы. За возмещением морального вреда к финансовому уполномоченному обратиться нельзя.

Стоимость услуг финансового омбудсмена

Граждане не должны платить финансовому омбудсмену, так как возможность обратиться к нему за защитой своих прав прописана в законодательстве. Плата может понадобиться в том случае, если клиент хочет нанять юриста для составления запроса. Цена зависит от региона, опыта специалиста, сложности дела и других факторов.

Если после обращения к омбудсмену клиент направится в суд, то это тоже потребует дополнительных расходов, включая оплату госпошлины за подачу искового заявления. Сумму нужно уточнять в суде, по некоторым делам она фиксированная, по другим — зависит от суммы иска.

Как обратиться к финансовому омбудсмену?

Как можно подать заявление финансовому омбудсмену?

Подать заявление на рассмотрение финансовому омбудсмену можно несколькими способами:

  • при личном визите в МФЦ;
  • в электронном виде на сайте Госуслуг;
  • в электронном виде на официальном сайте службы финансовых уполномоченных;
  • в письменном виде по адресу город Москва, переулок Старомонетный, дом 3.

Закон требует, чтобы перед подачей заявления клиент обратился в финансовую организацию, к которой у него возникли претензии. И только после того, как будет получен официальный ответ, он может обращаться к омбудсмену.

К своему заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • письменное обращение в финансовую организацию и ответ на него;
  • копию договора, в рамках которого возник спор;
  • иные документы, иллюстрирующие суть вопроса (чеки, графики платежей);
  • документы, подтверждающие полномочия, если заявление подаёт законный представитель клиента (например, доверенность);
  • копию квитанции об оплате его услуг.

В течение трёх рабочих дней с момента подачи заявления финансовый омбудсмен должен проверить, входит ли данный вопрос в сферу его полномочий. После этого клиенту приходит сообщение о том, принято его заявление или нет.

Если финансовый уполномоченный взялся за урегулирование спора, то он обязан предоставить ответ в течение 15 рабочих дней. Если для принятия решения требуется провести какую-либо экспертизу, то рассмотрение обращения приостанавливается на срок её проведения, но не более чем на 10 рабочих дней.

Самостоятельно отслеживать ход рассмотрения дела не нужно: заявителю будут приходить уведомления о статусе заявления в виде СМС-сообщений или электронных писем. После принятия решения омбудсмен в письменном виде направляет его клиенту и финансовой организации. Все предписания обязательны к исполнению.

В решении прописан конкретный срок, в течение которого организация должна выполнить требования финансового уполномоченного. В противном случае клиент имеет право обратиться в суд или получить у омбудсмена исполнительный документ, на основании которого судебный пристав взыщет назначенное возмещение в принудительном порядке.

В случае, если решение принято не в пользу клиента, то есть омбудсмен никаких нарушений не выявил, заявитель может в течение 30 дней обратиться в суд и предъявить иск к организации. К иску тоже прилагаются все документы по существу дела плюс заявление, направленное омбудсмену, а также его ответ.

Лучшие кэшбэк-карты 2022
Tinkoff Black
Тинькофф Банк
Дебетовая карта
  • до 15% кэшбэка
  • до 4% на остаток
  • 0-99₽ за обслуживание
Opencard
Открытие
Дебетовая карта
  • до 2,5% кэшбэка на всё
  • до 7% на остаток
  • 0₽ за обслуживание
Польза
Хоум Кредит Банк
Дебетовая карта
  • до 5% кэшбэка
  • до 5% на остаток
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-каналеПерейти
Автор публикации:
Владимир Семёнов
Владимир Семёнов
Специалист по кредитам и займам. На Много-Кредитов.ру пишет экспертные статьи с ноября 2019 года. Имеет большой опыт работы в банковской сфере. Подробнее об авторе.