Мультипликаторы акций — что это такое?

Редакция сайта
Автор статьи: Редакция Mnogo-Kreditov.ru
Мультипликаторы акций

Начинающие инвесторы постоянно слышат советы аналитиков о том, что при формировании портфеля необходимо сравнивать финансовые показатели компаний. Это поможет выбрать недооценённые акции и в будущем получить хорошую доходность. Но каким образом можно сравнить потенциальную прибыльность молодой компании и большой корпорации, которые работают в принципиально разных весовых категориях? Чтобы выбрать наиболее перспективный объект инвестирования, следует воспользоваться мультипликаторами акций. Наиболее важные из них рассмотрены в сегодняшней статье.

Содержание

Что такое мультипликаторы?

Для чего нужны мультипликаторы?

Новичкам фондового рынка достаточно сложно сориентироваться в многообразии акций, которые сегодня предлагаются на бирже. Резонно возникает вопрос: почему нельзя просто выбрать ту компанию, которая зарабатывает больше остальных? Но ведь если крупная корпорация и небольшое предприятие приносят одинаковую прибыль, сразу напрашивается вывод о том, что доходность акций предприятия будет гораздо выше. Для того, чтобы привести показатели различных компаний к одному знаменателю и сравнить их в отрыве от масштабов, как раз и нужны мультипликаторы.

Мультипликаторы — это производные коэффициенты, которые показывают соотношение между ключевыми показателями компании (рыночная стоимость, чистая прибыль, обязательства, активы, выручка от реализации). Данные инструменты позволят инвестору реализовать следующие задачи:

  1. Сопоставить результаты нескольких компаний, которые работают в одной или в разных отраслях, а также используют различные системы налогообложения.
  2. Выявить недооценённые и переоценённые акции.
  3. Подобрать наиболее доходные и перспективные активы.

С помощью мультипликаторов инвестор сможет сравнивать компании с разной капитализацией. Одни акции могут стоить несколько десятков тысяч рублей, а другие — всего несколько копеек. Очевидно, что некорректно сопоставлять такие компании только по размеру чистой прибыли.

Все существующие мультипликаторы можно разделить на 4 группы:

  • доходные мультипликаторы (P/E, P/S, EV/EBITDA, EPS);
  • балансовые мультипликаторы (P/BV);
  • мультипликаторы финансовой устойчивости и платёжеспособности (D/EBITDA);
  • мультипликаторы рентабельности (ROE).

Самые распространённые из них представлены ниже.

P/E — Price to Earnings

Это основной показатель, который рассчитывается в первую очередь при оценке акций как потенциального объекта инвестирования. Данный коэффициент даёт ответ на вопрос, сколько лет понадобится для того, чтобы вложения в компанию вышли на самоокупаемость. Например, если P/E равен 7, это значит, что предприятие за 7 лет сможет заработать чистую прибыль в сумме, равной его рыночной стоимости. Разумеется, такое утверждение будет справедливым только в том случае, если исходные значения останутся неизменными.

Мультипликатор P/E вычисляется как отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию (в ином варианте — рыночной стоимости компании к годовой чистой прибыли). Если в результате расчётов значение P/E находится в диапазоне от 0 до 5, то это говорит о недооценённости акций. Если данный показатель выше 5, то компания скорее всего переоценена. Отрицательное значение мультипликатора P/E свидетельствует об убыточности предприятия.

В среднем по российскому рынку величина P/E составляет 5,6, по американскому — 20,9. Из этого следует, что иностранные акции переоценены в большей степени, чем акции российских компаний.

Однако при формировании портфеля не следует полагаться только на значение этого коэффициента. Полное представление об инвестиционной привлекательности компании можно получить только при условии анализа нескольких мультипликаторов.

P/S — Price to Sales

Что можно оценить при помощи мультипликатора P/S?

Мультипликатор P/S даёт возможность оценить, насколько востребованы на рынке товары или услуги какой-либо компании. Он представляет собой соотношение следующих показателей:

  • P (Price) — капитализация компании (рыночная цена акции, умноженная на количество акций в обращении);
  • S (Sales) — годовая выручка предприятия (объём продаж).

P/S является более информативным показателем по сравнению с P/E, так как по размеру чистой прибыли нельзя судить о спросе на продукцию компании, а, соответственно, и о её успешности. Это связано с тем, что чистая прибыль рассчитывается после уплаты налогов и прочих взносов, в результате чего реальная картина искажается. Объём годовой выручки в этом плане является более стабильной и достоверной величиной.

Ещё один плюс данного мультипликатора состоит в том, что его можно рассчитать для любой компании, так как размер выручки не может быть меньше нуля. Нормативное значение P/S — от 1 до 2. Если полученный коэффициент меньше единицы, это указывает на то, что акции недооценены.

P/BV — Price to Book Value

С помощью этого мультипликатора можно выяснить, сколько имущества предприятия приходится на одну акцию. Для вычисления данного показателя следует разделить капитализацию компании на её балансовую стоимость (все активы минус обязательства). По значению P/BV можно судить о том, соответствует ли рыночная цена акции её реальной стоимости.

К примеру, если значение P/BV меньше единицы (но больше нуля), то в случае банкротства компании акционеры смогут рассчитывать на возврат вложенных средств, так как её активов будет достаточно, чтобы рассчитаться по обязательствам. Если значение P/BV больше единицы, это свидетельствует о том, что имущества компании не хватит для удовлетворения требований всех акционеров в случае её разорения.

Мультипликатор P/BV чаще всего используют для сравнения банковских структур, но при этом его не рекомендуется применять для оценки IT-компаний. Это объясняется тем, что балансовая стоимость подобных предприятий может быть относительно небольшой (на балансе таких компаний обычно числятся только офисы и компьютерная техника). Этот бизнес приносит прибыль в основном за счёт нематериальных активов — технологий, патентов, которые очень сложно оценить справедливо.

EV/EBITDA — Enterprice Value to EBITDA

Данный доходный мультипликатор позволяет сравнить финансовые результаты предприятий, которые в своей деятельности используют разные системы налогообложения и учёта (например, компании из разных стран). Допустим, если одна компания платит подоходный налог в размере 13%, а другая — 30%, то очевидно, что даже при условии получения одинаковой выручки сумма чистой прибыли будет разной.

Чтобы применить этот мультипликатор, потребуется рассчитать следующие показатели:

  1. EV (Enterprise Value) — справедливая стоимость компании. Определяется как сумма рыночной капитализации и долговых обязательств предприятия за минусом доступных денежных средств. Величина EV отражает реальную цену компании с учётом долговой нагрузки и собственного капитала, который можно использовать для погашения задолженности.
  2. EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — прибыль предприятия до выплаты процентов, налогов, износа и амортизации. Этот показатель позволяет оценить, какой доход способна генерировать компания и насколько прибыльным может быть её бизнес.

В отличие от мультипликатора P/E, при расчёте EV/EBITDA инвестор получает более реальную картину, так как вместо рыночной капитализации компании берётся её реальная стоимость, а вместо чистого дохода более стабильная величина (доналоговая прибыль). Значение EV/EBITDA интерпретируется так же, как и мультипликатор P/E — чем меньше, тем лучше. Если результат отрицательный, то можно сделать вывод о том, что компания является убыточной.

D/EBITDA — Debt to EBITDA

Что отражает мультипликатор D/EBITDA

Этот мультипликатор представляет собой соотношение долговых обязательств и прибыли компании до вычета налогов, процентов и амортизации. Данный показатель используется для оценки закредитованности и платёжеспособности предприятия.

Рассчитав значение D/EBITDA, инвестор сможет определить, какое количество лет потребуется организации для того, чтобы оплатить свои долги за счёт собственной прибыли. Чем меньше полученный результат, тем выше инвестиционная привлекательность компании.

EPS — Earnings Per Share

EPS (Earnings per Share или прибыль на акцию) — это ещё один доходный мультипликатор, который определяется как отношение чистой прибыли компании к количеству обыкновенных акций. Значение EPS обычно оценивают в динамике, а именно, насколько в процентном соотношении выросла или уменьшилась прибыль на одну акцию за определённый временной промежуток.

Как правило, резкое сокращение EPS позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время котировки акций снизятся и наоборот. Несмотря на высокую информативность, при анализе компании не рекомендуется принимать во внимание только значения данного показателя. Его можно использовать в совокупности с другими доходными мультипликаторами для дополнительной оценки потенциальной доходности активов.

ROE — Return On Equity

ROE является одним из ключевых показателей рентабельности компании. Он рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственным средствам. С помощью ROE можно оценить эффективность работы компании с позиции сроков окупаемости собственного капитала.

Чтобы понять специфику данного мультипликатора, необходимо рассмотреть условный пример. Допустим, есть 2 цветочных магазина. Один из них представляет собой маленький киоск, а второй — находится в большом помещении в центре города и использует дорогое оборудование (холодильные витрины, увлажнители воздуха, осветительные приборы). Если эти две организации приносят одинаковый доход, то они будут иметь совершенно различные значения ROE.

Рентабельность небольшой торговой точки окажется значительно выше, чем у магазина. Это говорит о том, что первый вариант является более привлекательным для инвестора, так как средства, вложенные в маленький киоск, окупятся намного раньше.

При оценке ROE следует учитывать, что данная величина должна превышать среднегодовую ставку по облигациям. Инвестору выгоднее купить долговые ценные бумаги с гарантированной доходностью и минимальным уровнем риска, чем акции компаний с низкой рентабельностью.

Как использовать мультипликаторы для сравнения компаний?

Как сравнивать акции компаний при помощи мультипликаторов?

Чтобы воспользоваться мультипликаторами для поиска наиболее перспективных акций, инвестору необходимо:

  1. Сформировать список компаний, которые он рассматривает в качестве потенциального объекта капиталовложений. Важно, чтобы сравниваемые предприятия работали в одной отрасли, были зарегистрированы в одной и той же стране и работали по одинаковой системе налогообложения. Это упростит задачу инвестора при сопоставлении полученных результатов.
  2. Рассчитать значения производных коэффициентов, рассмотренных выше. Также инвестор может использовать мультипликаторы, которые в готовом виде публикуются на специализированных сайтах.
  3. Сравнить полученные значения. Анализировать результаты следует с учётом рекомендаций, представленных в описании к каждому мультипликатору.

Если инвестор хочет рассчитать данные коэффициенты самостоятельно, то ему потребуются сведения, содержащиеся в финансовой отчётности компаний. Эти данные обычно публикуются на официальных сайтах предприятий (особое внимание следует уделить таким разделам, как «Инвесторам», «Раскрытие информации», «Отчётность»).

Подобные отчёты регулярно обновляются и содержат актуальные сведения о размерах чистой прибыли, выручки, а также о сумме активов и обязательств предприятия. Информацию о количестве акций в обращении по каждой компании можно найти на сайте биржи в графе «Объём выпуска» либо на официальной странице самого эмитента.

Также при сравнении кредитных организаций следует учитывать особенности финансовой отчётности банков. Для оценки этих эмитентов инвестору не удастся корректно рассчитать такие мультипликаторы, как P/S, EV/EBITDA, D/EBITDA. Инвестиционную привлекательность банков можно сравнить при помощи коэффициентов P/BV и P/E.

Лучшие доходные карты 2020
ПОРА
УБРиР
Дебетовая карта
  • 6% на остаток
  • до 6% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
№1 Ultra
Восточный Банк
Дебетовая карта
  • 5,5% на остаток
  • до 7% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Прибыль
Уралсиб
Дебетовая карта
  • 5,25% на остаток
  • до 3% кэшбэка
  • 0₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-каналеПерейти

Видео по теме