Как быстро распознать телефонного мошенника?
В последнее время в России участились случаи телефонного мошенничества. Злоумышленники используют любые поводы для обмана граждан. Одни представляются сотрудниками банков, другие выдают себя за работников правоохранительных органов. Смысл этих звонков заключается только в одном — заполучить конфиденциальную информацию, которую можно использовать для списания денег со счёта жертвы. Как распознать телефонных мошенников и сохранить свои средства — разбираемся в сегодняшней статье.
Содержание:
Кто такие телефонные мошенники?
Злоумышленники, которые посредством телефонного звонка пытаются выведать у жертвы конфиденциальную информацию о картах и счетах, являются телефонными мошенниками. Как правило, они используют стандартные схемы психологического и эмоционального давления на граждан, например:
- Родственник попал в ДТП или совершил преступление. Звонивший выдаёт себя за сотрудника полиции и сообщает о том, что вопрос можно решить за определённое денежное вознаграждение.
- Ошибочный перевод. Клиент получает сообщение о зачислении средств с номера, который похож на номер банка. После этого абоненту звонят с просьбой вернуть деньги, так как деньги были отправлены по ошибке.
- Взлом онлайн-банка. В данном случае собеседник представляется сотрудником службы безопасности банка и просит назвать конфиденциальные сведения.
- Выгодные инвестиции. Мошенник звонит от имени брокерской или дилерской компании и предлагает привлекательные условия вложения средств. Счёт открывается дистанционно, а на почту клиенту высылается фиктивный договор. После получения денег преступники больше не выходят на связь.
Обычно телефонные аферисты звонят поздно вечером или рано утром, стараясь застать человека врасплох. Они имеют хорошо поставленную речь, говорят быстро и уверенно, оперируют сложными терминами и используют заготовленные ответы на все вопросы «клиента». На фоне зачастую бывают слышны звуки, имитирующие работу колл-центра.
Рекомендации, которые помогут выявить мошенника
Есть несколько признаков, которые указывают на то, что человек на том конце провода является телефонным мошенником. Вот некоторые из них:
- Звонок поступает с незнакомого номера (особенно если звонивший представляется сотрудником банка, магазина или работником правоохранительных органов). Некоторые мошенники также выдают себя за богатых дальних родственников. В любом случае жертва не может быстро проверить, правду ли говорит собеседник.
- В разговоре всегда речь заходит о деньгах. Злоумышленники хотят получить доступ к средствам жертвы, поэтому тема беседы должна быть связана с финансами. Как правило, мошенники сообщают о том, что нужно срочно перевести деньги на «защищённый» счёт, либо предлагают вложить капитал на очень привлекательных условиях.
- Звонивший пытается вызвать у жертвы сильные эмоции. Зачастую предлогом для звонка является новость о взломе онлайн-банка или о выигрыше в лотерею. Узнав об этом, впечатлительные и доверчивые люди теряют бдительность и выдают злоумышленникам все необходимые сведения.
- Мошенники под любыми предлогами требуют назвать реквизиты карты, учётные данные для входа в интернет-банк и одноразовые пароли из СМС. Чтобы не вызывать подозрений, они сначала задают жертве большое количество посторонних вопросов. Обычно такие диалоги выглядят вполне правдоподобно, и человек просто машинально рассказывает всё, что от него хотят. Но как бы убедительно ни звучали доводы собеседника, нужно запомнить одну вещь — на законных основаниях никто не имеет права запрашивать конфиденциальные сведения (CVC-код и пароли из СМС).
Кроме того, телефонные мошенники всегда применяют методы психологического давления на жертву. Они настаивают на том, что действовать нужно немедленно, иначе произойдёт нечто непоправимое (например, со счёта спишутся деньги, или выигрыш в лотерею получит другой «более сговорчивый» человек).
В таких ситуациях не стоит принимать поспешных решений и идти на поводу у преступников. При наличии подозрений нужно проверить информацию и только тогда действовать дальше.
Звонки мошенников из банка
Это самая распространённая схема мошенничества по телефону. Человек охотнее разговаривает с банковскими работниками, поэтому злоумышленники часто выдают себя за сотрудников службы безопасности банка.
Для звонков обычно используются следующие предлоги:
- выявление подозрительной операции по карте;
- взлом онлайн-банка;
- вход в личный кабинет из другого города;
- компрометация данных карты.
В конце диалога собеседник всегда просит уточнить реквизиты карты или назвать пароль из СМС. Естественно, всё это делается под предлогом защиты средств клиента от мошенников.
Многих сбивает с толку, что звонивший называет их по имени отчеству, а иногда даже знает адрес человека. На первый взгляд кажется, что эту информацию может знать только сотрудник банка, поэтому собеседник невольно вызывает доверие.
На самом деле мошенники используют телефонные базы с различных сайтов. При регистрации клиенты сами указывают на таких порталах свои контактные и личные данные, после чего владельцы сайтов продают эту информацию преступникам.
С каких номеров могут звонить мошенники?
Телефонные аферисты используют программное обеспечение, которое позволяет подделать номер телефона. Настоящий номер звонящего скрывается, а на экране жертвы отображается официальный телефон банка. Также мошенники могут использовать короткие или городские номера.
Если в процессе диалога у человека возникают малейшие подозрения, то следует прекратить разговор и самостоятельно перезвонить по номеру горячей линии, который указан на обратной стороне карты или на официальном сайте банка. Если собеседник представился сотрудником правоохранительных органов, то нужно уточнить его фамилию и звание и самостоятельно перезвонить в соответствующее отделение.
Иногда мошенники звонят клиентам с незнакомых номеров и моментально сбрасывают вызов. Прежде чем перезванивать, следует проверить данный номер через специальные сайты-отзовики в интернете.
- до 15% кэшбэка
- до 13% дохода по счёту
- 0-99₽ за обслуживание
- до 30% кэшбэка
- до 24% дохода по счёту
- 0₽ за обслуживание
- до 3% кэшбэка
- до 23% дохода по счёту
- 0–99₽ за обслуживание