Краудфандинг: что это такое и где он используется?

Краудфандинг

Для того, чтобы реализовать любую бизнес-идею, необходим первоначальный капитал. В настоящее время для запуска своего стартапа можно использовать различные варианты финансирования. Одним из наиболее доступных способов привлечения средств является краудфандинг. В сегодняшней статье речь пойдёт о том, что такое краудфандинговые проекты и как можно применять этот формат финансирования идей на практике с учётом специфики российского рынка.

Что такое краудфандинг?

В строгом смысле понятие «краудфандинг» (буквальный перевод с английского языка — «коллективный сбор денег») представляет собой систему финансирования и/или кредитования частных проектов через независимые (чаще всего электронные) платформы. При этом, число инвесторов или акционеров не ограничивается.

Данная система предполагает, что любой проект частного лица, начиная с перспективных бизнес-идей и заканчивая самыми экстравагантными творческими замыслами, может быть профинансирован заинтересованными участниками. Инвесторы получают доход в виде дивидендов, доли в прибыли либо в виде чисто символического вознаграждения.

Первый краудфандинговый проект был реализован в 1997 году, когда музыкальный коллектив Marillion (США) получил финансирование от своих фанатов и поклонников. Путём сбора пожертвований через социальные сети, которые тогда только появились, на проведение концерта удалось собрать порядка 60 000 долларов.

Краудфандинг, как независимая публичная система финансирования стартап-проектов, получил наибольшее распространение в странах Европы и США. В инвестиционной инфраструктуре этих регионов мира этот способ занимает пока небольшую долю (5-8%). В России на долю краудфандинга приходится не более 0,05% объёма всего частного инвестиционного рынка страны.

Виды краудфандинга

Какие бывают разновидности краудфандинга?

В зависимости от типа участников краудфандинг бывает 4 видов:

  • пиринговый (Р2Р) — когда все участники проекта являются частными лицами;
  • В2В — когда в краудфандинге принимают участие только юридические лица;
  • смешанные (Р2В, В2Р) — в финансировании таких проектов задействованы, как частные лица, так и организации любых форм собственности;
  • благотворительные — этот формат краудфандинга имеет социальную, благотворительную направленность, которая не предполагает выплату финансового вознаграждения участникам (инвесторам).

Как собрать деньги?

Для того, чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями краудфандинга, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.

Шаг 1. Постановка цели

Определение цели и её обозначение в конкретных цифрах — необходимое и достаточное условие для финальной реализации запланированного проекта на практике.

Здесь следует принять во внимание следующие характеристики проекта:

  1. Срок реализации. Чем он дольше, тем выше уровень риска. Соответственно, для финансирования данной идеи через краудфандинг необходимо привлекать тех инвесторов, которые будут готовы разделить не только доходы, но и убытки. Здесь можно выбрать такие варианты партнёрства, как доля в прибыли от проекта, участие ключевых инвесторов (партнёров) в управлении, фиксированные выплаты с определённой периодичностью.
  2. Тип проекта. К примеру, если он связан с гуманитарной сферой, искусством или благотворительностью, то на первый план выходит партнёрство с инвесторами, а иногда и их непосредственное участие в его реализации (например, в виде волонтёрства).
  3. Общая стоимость проекта, финансируемого через краудфандинг. Если создатели хотят собрать крупную сумму для реализации своей идеи, то следует использовать такую форму партнёрства, которая предполагает участие большого числа потенциальных инвесторов. К примеру, это может быть форма акционирования, когда каждый участник имеет право на часть прибыли, которая соразмерна инвестированной сумме.
  4. Публичность. Краудфандинг-инвестор должен знать, как именно используются его средства в процессе реализации проекта (даже если речь идёт о небольшой сумме). Поэтому создатели должны сделать свою идею публичной и грамотно представить её в медийном пространстве. Это позволит привлечь больше участников, которые смогут разделить цели авторов проекта и профинансировать их.

Шаг 2. Выбор площадки

Самые популярные краудфандинговые площадки

При выборе краудфандинговой площадки нужно обратить внимание на те платформы, которые имеют многолетний опыт работы на рынке и хорошую репутацию. В России таких проектов пока немного. В числе лучших площадок можно выделить следующие:

  1. Planeta.ru. Это одна из первых краудфандинговых платформ в России, которая была основана ещё в 2012 году. Здесь, как правило, реализуются социальные и творческие проекты. Многие музыкальные коллективы получили первичное финансирование именно через этот ресурс. Размер комиссии данной площадки находится в диапазоне от 10 до 15%.
  2. Boomstarter. Эта платформа ориентирована на коммерческие бизнес-проекты, инновационные и технологические разработки, стартап-проекты. Также здесь финансируются и творческие идеи (например, средства на производство фильма «28 панфиловцев» были собраны через данную площадку). Платформа начала свою работу с 2012 года.
  3. Potok. Данная краудфандинговая площадка является частью общего проекта Альфа-Банка по финансированию небольших бизнес-проектов (ИП или крестьянских фермерских хозяйств). Платформа функционирует с 2015 года.

Кроме отечественных платформ, предоставляющих услуги финансирования по схеме краудфандинга, можно воспользоваться многочисленными площадками зарубежных стран. Наиболее известные из них — Kickstarter, Patreon, Angelist.

Шаг 3. Презентация инвестиционного продукта

Презентация проекта (road show) должна отвечать на следующие вопросы потенциальных инвесторов:

  • какой положительный эффект в финансовом выражении ожидается от реализации проекта;
  • насколько востребована данная услуга или продукция;
  • в какие сроки будет реализован проект;
  • насколько данный проект соответствует нормам морали и этики, социальным и культурным установкам, экологическим стандартам;
  • какова степень участия инвесторов в проекте;
  • на какое вознаграждение может рассчитывать инвестор;
  • нет ли каких-либо законодательных ограничений, соответствует ли проект юридическим нормам;
  • какие риски существуют для инвесторов и есть ли методы их нейтрализации;
  • кто является организатором проекта, какие цели он преследует.

Это далеко не полный перечень того, что должен указать в презентации проекта его автор. Иногда требуется детально описать каждый этап реализации предложенной идеи, документально подтвердить некоторые факты или действия.

Шаг 4. Сбор средств

Все суммы, переведённые участниками, учитываются платёжной системой краудфандинговой платформы. У инвестора есть свой личный кабинет, где он может отслеживать движение своих средств, начиная от первого взноса и заканчивая выплатой доходов в виде дивидендов или отчислений от прибыли. Кроме этого, каждый участник получает от платформы специальный цифровой сертификат, фиксирующий его участие в проекте и право на часть прибыли.

Сбор средств имеет ограниченный срок. Если в течение обозначенного периода организатору проекта не удалось собрать необходимую сумму, то его финансирование прекращается, а деньги возвращаются инвесторам. Если цель достигнута, то средства перечисляются на счёт автора с учётом комиссии платформы.

Шаг 5. Расчёты с инвесторами и оплата налогов

После успешной реализации проекта необходимо произвести расчёты с инвесторами. Для этого используется внутренняя платёжная система краудфандинг-платформы. Выплаты осуществляются в соответствии с долей участия каждого инвестора.

Прибыль, полученная от инвестирования через краудфандинговые площадки, в соответствии с законодательством РФ, облагается налогом. То есть частное лицо должно задекларировать свой доход и оплатить НДФЛ в размере 13%. Для инвесторов-нерезидентов этот налог составит 15%. Для юридических лиц действуют ставки от 30% и выше.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязательств перед инвесторами?

Что грозит организатору сбора за невыплату инвесторам?

Деятельность краудфандинг-сервисов регулируется Федеральным законом №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» от 2 августа 2019 года. Согласно положениям данного нормативного акта, ответственность за выплату вознаграждений инвесторам несёт не только автор проекта, но и краудфандинг-платформа.

Чтобы обеспечить выполнение этих обязательств, некоторые площадки требуют внести залог или осуществляют оперативное управление счетами проекта. В последнем случае прибыль поступает не на счёт организатора, а на счёт самого сервиса. Иногда краудфандинг-платформа берёт на себя обязательство юридического сопровождения сделки между инвесторами и авторами проекта.

Ответственность организатора сборов за неисполнение своих обязательств перед инвесторами определяется нормами ГК РФ. Все подобные споры решаются в общем порядке арбитражного судопроизводства. В особых случаях могут применяться и нормы уголовного права. Например, согласно статье 159 УК РФ («Мошенничество») за откровенный обман инвесторов и незаконное присвоение их средств предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет.

Лучшие доходные карты 2021
Прибыль
Уралсиб
Дебетовая карта
  • до 6,25% на остаток
  • до 3% кэшбэка на всё
  • 0-49₽ за обслуживание
ПОРА
УБРиР
Дебетовая карта
  • до 6% на остаток
  • до 6% кэшбэка
  • 0-99₽ за обслуживание
Максимальный доход
Локо-Банк
Дебетовая карта
  • до 5,25% на остаток
  • до 1% кэшбэка на всё
  • 0-499₽ за обслуживание
Следите за новостями на нашем телеграм-каналеПерейти
Редакция сайта
Автор статьи: Редакция Mnogo-Kreditov.ru